Больше рецензий

rvanaya_tucha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2015 г. 13:16

151

4

POROH

Тот странный момент, когда ты долго выясняешь отношения с человеком, чтобы в итоге признаться себе, что — он очень хороший, и дело не в нём, просто вам не по пути, просто вы очень разные и хотите от жизни совсем разных вещей. Совсем не странный момент, когда этот человек – писатель.

Удивительно, кстати, как вообще сложно отказываться от придуманной привязанности, зачастую это совсем тяжелее, чем расстаться с первой, самой вымученной любовью: сложно признать, что ты зачем-то ломанулся в обход и был слишком горд, чтобы признать это с самого начала.

Но Етоев.

Такой Етоев, хочу я сказать! – такой, как надо, Етоев. Настоящий. Как раньше, «как в детстве», знаете. Очаровательно смешливый, по-мушкетёрски бравый, наивный к месту, и еще – много диалогов, если вы понимаете, о чем я. Вообще создается ощущение причастности, когда читаешь эти сказки, во всяком случае, если кажется, что вы петербуржец (уж не знаю, как не разрывается трепещущее сердце у коломинцев). Отрок внутри мебя торжествует и с упоением подзуживает вспомнить всё: выйти на улицу (с острым железом, не отвлекаясь на мелочи быта), доехать на центра и идти, идти, идти, идти, пройти Фонтанку и свернуть на Грибоедова, а там по Крюкову срезать до Мойки, на мостах останавливаться и мечтать, у Египетского моста напротив того-самого-дома обязательно — но я отвлеклась.

Етоев заставляет читателя становиться похожим на себя (каламбур, как всегда, возник внезапно), и держать в одной голове детский ум и взрослое сознание, переключаясь с одного на другое. Потому что так – интересно.

И если бы я была несколько поромантичней натурой и поталантливей продавцом слова, я бы, помятуя о своих впечатлениях от первого прочтения «Бегства в Египет», конечно, тоже написала, что «Александр Етоев — удивительный мастер. Когда открываешь его книги, прозрачный и цветной воздух детства дует в лицо с их страниц, и дыхание перехватывает от запаха пыльцы оставшегося в прошлом рая. Плотный язык, непоседливый сюжет, парадоксальная образность, абсурдный и волшебный мир героев — всё смешано в его прозе в пряный ароматный коктейль. И этот коктейль пьется залпом», как классно выразился неизвестный копирайтер «Лимбуса».

Но ведь я уже призналась, что это конец. Хотя и дело, конечно, не в нём, а во мне, и он очень хороший, но мы просто слишком разные – так вот, что-то скучно мне стало в Датском королевстве. Всё то же, с неизгладимым отпечатком Фонтанки, чудо детской природы; всё те же полупримитивистские портреты взрослых; всё тот же язык у злодеев, волшебников и героя-повествователя, та же расстановка сил. Да и не то чтобы скучно – просто слишком привычно.

И правда, наверное, что говорят: хорошо возвращаться туда, где ничего не изменилось, чтобы понять, как изменился ты сам.

Комментарии


Как Вы верно отметили, про идти, идти, идти! В точку!