Больше рецензий

20 августа 2015 г. 23:49

1K

4

До сегодняшнего дня мое знакомство с творчеством Рэя Брэдбери ограничивалось традиционными «Марсианскими хрониками», «451 градус по Фаренгейту», «Вином из одуванчиков», «Лето, прощай!» и «Надвигается беда», причем первые два мне очень понравились, а остальные не зацепили по ходу чтения и к настоящему моменту почти стерлись из памяти. Я долго раздумывала, стоит ли читать «Маски»: все-таки иные незаконченные произведения не увидели свет только к лучшему, коли сам автор так до конца не определился, что он хочет сказать.

С «Масками», конечно, тоже все неоднозначно, поскольку данный труд является, по большому счету, описанием сути задуманного произведения в целом с набросками и зарисовками: идея довольно-таки интересна, некоторые из опубликованных эпизодов отлично написаны, однако эти разрозненные картинки никак не хотят складываться в единое целое – чего-то не хватает, и автор сам не смог найти подходящего «клея», из-за чего, вероятно, и не стал дописывать роман. Разные варианты концовки, противоположные по сути, еще раз подтверждают, что Брэдбери так и не нашел ответы на заданные вопросы и решения обозначенных им личностных и социальных проблем. И все же эти вопросы стоят того, чтобы над ними размышлять.

Описывать авторский замысел, сюжет и отдельные эпизоды не имеет смысл, так как все, что Брэдбери хотел сказать своим читателям «Масками», он сказал сам. Однако он же и предоставил читателю широкое поле для того, чтобы многое додумать самому и трактовать на свой лад. Не зря говорят, что одна и та же книга для разных читателей может быть совершенно разной, особенно, если речь в ней идет о человеческой психологии.

Лично меня эти зарисовки заставили задуматься о том, насколько человеку страшно быть собой и насколько сложно остаться «единым в тысяче лиц». Очевидно, что испокон веков в любом социуме ношение масок является суровой необходимостью: излишняя прямота может лишить человека уважения, друзей, возможности карьерного роста, а то и вовсе спровоцировать, как минимум, нанесение вреда здоровью средней тяжести. С одной стороны, здесь есть и свои плюсы – осознание себя как части общества, к которому необходимо приспосабливаться, помогает человеку держать в узде свои сиюминутные порывы, которые зачастую бывают опрометчивы и деструктивны. Во-вторых, эволюция была бы немыслима без необходимости приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды, без непрестанной борьбы за выживание. Точно так же духовная эволюция отдельной личности невозможна в гипотетическом мире, где все принимают друг друга такими, какие они есть. В чрезмерно благоприятных и комфортных условиях ум и дух расслабятся, иссушатся и ослабеют. Для того, чтобы продуктивно вести войну за право на собственное мнение и право быть собой человеку нужен надежный панцирь – без него человеческая душа слишком уязвима. Таким «панцирем» и служат человеку маски. Привыкнув к тому, что маски носят все, человек боится открыть ближнему свое «истинное лицо», опасаясь, что в него плюнут. А маска от этого неплохо защищает.

Впрочем, те «другие» точно так же боятся увидеть то самое «истинное лицо» ближнего, когда уже успели полюбить или возненавидеть, счесть умным или глупым, сильным или слабым и т.д., ведь очень удобно, когда собеседник увешан рядом ярлыков, позволяющих определить свое отношение к нему и предположить, что можно от него ждать. Ведь люди так любят навешивать ярлыки! Хотя однозначно подходить под них могут только одноклеточные персонажи, лишенные какой бы то ни было внутренней жизни. А если к человеку ярлыки не липнут, его автоматически заносят в категорию «слишком сложных», «мутных» и «не заслуживающих доверия».

Жизнь в коллективе и вовсе зиждется на этих самых ярлыках: каждый должен занимать определенную нишу и носить соответствующую маску, причем эта маска может быть привязана к изначально не слишком престижной социальной роли «вечного двоечника», «изгоя», «дуры-блондинки» и т.д. Пока никто не пытается выйти за пределы своей ниши, попытавшись надеть чужую маску или снять ее вовсе, общество принимает всех благосклонно. Но того, кто рискнул стать собой, любить не будет никто – он будет вызывать иррациональную неприязнь только потому, что решился снять маску – каким он под ней оказался, не имеет принципиального значения. Скорее всего, никто так и не рискнет прямо посмотреть на то, что было под маской, даже сам снявший, возможно, побоится посмотреть на свое настоящее отражение. Ведь, с раннего детства пребывая в социуме, человек не может не поддаться его влиянию и не опробовать хотя бы одну маску, а большинству приходится сменить множество, так что порой слишком сложно определить, каким ты был до того, когда начал их носить, причем, скорее всего, на тот момент ты был в том возрасте, когда еще только начал познавать себя. Не всегда легко понять, ведешь ли ты себя так, как сам того хочешь, или так, как ожидают окружающие.

К тому же, не факт, что вид твоего «истинного лица» придется самому тебе по нраву или не заставит тут же возненавидеть себя за то, что долгие годы носил «дурные» маски, создававшие превратное впечатление о тебе.

И нет ответа на вопрос «что делать дальше?» Наверное, все-таки принять маски, свои и чужие, как неизбежность, но постараться при этом не потерять себя и не обманываться в других.

Комментарии


Большое спасибо за столь развернутую рецензию. Думаю, я куплю эту книгу. Тем более, что люблю творчество Рэя Брэдбери (прочитала практически те же книги, что вы озвучили в начале). Та тема, что затронута в книге "Маски" очень меня заинтересовала.


Вам спасибо! Интересно потом будет узнать ваше мнение - все-таки такого рода произведения можно трактовать очень по-разному)