Больше рецензий

11 августа 2015 г. 22:41

348

5

«… он смотрит Оппенгеймеру в глаза и говорит: «Все мы после этого сукины дети»»


«История» - понятие растяжимое и многогранное: можно рассматривать его в смысле исторического процесса, можно – как хронологию конкретных событий, а можно – как увлекательный рассказ о чем-то. Хуберт Мания, выбирая название для своей будущей книги, убил разом всех трех зайцев и совершил относительно трудновоплотимый в жизнь поступок: написал научную, историческую книгу об атомных физике и химии, при этом ни разу не сбившись с четкого хронологического ряда событий, да еще и сделав свое детище безумно интересным и увлекательным. Такая вот история об истории в историческом контексте.

Все это было бы невозможно, не поставь он во главу угла своей книги не открытия, физические законы, химические реакции и танцы атомов, а людей. Ученых, творивших эту научную магию собственными руками, зачастую ставя на кон не только свою репутацию и материальные ценности, но и здоровье своих близких и свое собственное. Ученых, с их милыми и не очень странностями и особенностями, личными взаимоотношениями, перипетиями судьбы – и безумным, восхитительным стремлением к понимаю окружающего мира. Обычных, но насмерть влюбленных в собственное дело, людей. Тем грустнее читать, в какие дебри некоторых из них занесло желание докопаться до сути вещей и сделать мир лучше. Тем страшнее читать, как беззаботно они относились к своему здоровью, даже не догадываясь или не желая задумываться о последствиях своих действий.

Тем более личной становится история рождения атомной энергии и оружия в частности. Хуберт Мания начинает с четы Кюри и ведет нить открытий через десятки ученых разной величины и известности, показывая весь процесс развития атомной идеи целиком – с пробами, ошибками, тупиковыми ветками и, наконец, единственно верными искрами мыслей. Он не зацикливается лишь на том, что действительно произошло: через освещение некоторых особенностей жизней разных ученых, которые в тот или иной момент могли бы стать поворотной точкой в истории, он наметывает еще и пути, которыми история могла бы пойти не случись какой-нибудь досадной мелочи или глобальной катастрофы. Получается даже не столько хронология событий, сколько слепок момента истории во всей своей красе и ужасности.

Что меня больше всего умилило – Хуберт периодически срывается на личную оценку действий некоторых ученых. Обычно я отношусь к такому с крайним скептицизмом – раз уж взялся писать историческую книгу, воздержись от оценок, держись фактов. Но Хуберт выдает свои оценки только интонациями повествования, да еще в такой переживательно-неравнодушной манере, что, кажется, не оценивает, а искренне переживает за ученых. На него просто невозможно за это сердиться – только умиляться.

В итоге получается даже не история атомного оружия, а самый настоящий роман о нем. Для полноты картины не хватает разве что точки зрения самих атомов на произошедшее, да списка источников для цитирования. Без первого я-то проживу, а вот пошерстить список на предмет других интересных книжек было бы здорово. И как же хорошо, что Хуберт остановится на самой грани бескровной части истории атомного оружия, на пике торжества человеческого гения – можно на минутку представить, что несколько десятков лет назад мы оказались умнее и не сотворили две из самых больших глупостей человечества.

ФФантGame, тур 2. Expect the unexpected. Круг 2. Замена поля Х6. Возвращение на Плюшку.