Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 августа 2015 г. 18:41

52

4

Понятно каждому, что мемуары. )) Заслуженного деятеля советского кинематографа, режиссера фильмов "Еще раз про любовь", "Старшая сестра"...
Сразу скажу, что написано это все ужасно. ))) Автор явно не мастер художественного слова. Почти весь текст идет в лучшем стиле кондового советского официоза, как из передовиц крупных общесоюзных газет. "Вся ее трудовая биография прошла на "Мосфильме", "нам нужно создавать фильмы, которые воспитывали бы молодежь в беззаветной любви и преданности Родине" - в таком духе.
С другой стороны, тут можно усмотреть и плюсы! )) По крайней мере, можно быть уверенным, что это пишет сам Г.Натансон, а не кто-то от его имени... потому что так сейчас никто не пишет! ))) А так - чего уж тут требовать от дедушки девяноста с лишним лет... который поди всю жизнь таким языком разговаривал со всякими начальниками и членами художественных комитетов, добиваясь то разрешения на съемки, то на выпуск в прокат... )))
В общем, не смотря на - приятная книжка и не раздражает. (хотя последние главы являются чистым разливанием воды и раздуванием объема до пресловутых 320 страниц!))) ) Автор рассказывает о режиссерах, актерах, сценаристах, операторах, с которыми ему довелось поработать - и не только о съемках чисто своих фильмах, но и там, где он поработал в качестве ассистента или второго режиссера. Поразительно, но абсолютно каждый персонаж, относящийся к кинематографу, здесь охарактеризован, как "выдающийся", "гениальный", или хотя бы "замечательный"... Вот разве что те или иные чиновники не удостоились никаких хвалебных эпитетов - видимо, в представлении автора это выражает крайнюю степень неодобрения. )) Ну что тут скажешь - позитивно и оптимистично!


"Натуру я снимал в Стокгольме, в Швеции. На второй день пошел в центр и оказался возле большого универмага. Вижу - огромный портрет Ленина в рост и подпись под портретом. Переводчик прочел: "Вождь русских большевиков Владимир Ленин купил у нас костюм, пальто и шляпу и уехал в Петроград делать революцию. Покупайте в нашем магазине!"


"При монтаже фильма, которому Тарковский дал название "Иваново детство", ему понадобились кадры хроники, где стреляет немецкая батарея. Я поехал в Красногорск в киноархив, принадлежащий тогда НКВД. Начальник архива, полковник, сообщил, что есть уникальные кадры, на них - Гитлер, валяющийся на улице около разгромленного Рейхстага, полусожженный труп Геббельса и умерщвленные им пятеро его дочерей в белых платьицах и жена, а также виды побежденного Берлина... Они произвели на меня грандиозное впечатление. Привез Андрею кадры стреляющей на фронте немецкой батареи, рассказал об увиденном и предложил ему вставить это в фильм.
- Не наша тема, - сказал Андрей, - да и в сценарии об этом нет речи.
Я вновь поехал в Красногорск, снял копии с этого материала. Андрей, посмотрев, решения не изменил, но я продолжал убеждать. Наконец Андрей сдался и вставил эти эпизоды в монтаж. Через несколько дней, посмотрев фильм, Андрон Кончаловский спросил Тарковского:
- А что это за кадры?
- Это я вставил по предложению Натансона.
- Они чужеродны фильму, убери их немедленно.
Этих слов Андрона было достаточно, чтобы Андрей оставил их навсегда."