Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

7 августа 2015 г. 11:44

1K

5 Рождая орган для шестого чувства


Есть книги, которые нужно знать. Не потому, что престижно или модно, даже не потому, что интересно - они объясняют многие вещи, которые терзают, не будучи объясненными. Устраняют или снижают актуальность сомнений в правильности выбранного пути. В том, есть ли вообще какой-нибудь путь. "Феномен человека" из таких книг. Научный труд блестяще и разносторонне образованного священника иезуита, за который католическая церковь на долгие годы запретила автору публичные выступления устно или в печати. Работа одного из двух признанных создателей теории ноосферы (второй Вернадский и знаем, в основном, его).

Я не знаю, как понятие ноосферы вписывается в парадигму современной науки, когда училась в школе тема, посвященная строению Земли и вложенным друг в друга сферам, составляющим ее, завершалась упомянутым вскользь учительницей: "И есть еще ноосфера, которую якобы образует сумма мыслительной активности существ, населяющих Землю". Полагаю, тогда советская наука не определилась еще, считать ноосферу официально существующей (Вернадский - великий ученый и соотечественник) или не забивать уж мозги подросткам этой метафизикой. Кто их знает, заинтересуются еще коллективным бессознательным и всяким прочим юнгианством. А там до идеализма недалеко.

Марксизм-ленинизм в прошлом, хотя и казался незыблемо гранитным, мы - поколение тогдашних школьников, нынче определяем тенденции развития планеты во всех областях (те, кто не спились, не сторчались, не превратились в жвачных и уже активно теснимые племенами младыми незнакомыми), формируя совокупностью зрелых интеллектов ту самую ноосферу.Н-ну. не самым, пока, удачным образом. Но это нормально и у Шардена об этом тоже есть. Однако по порядку.

Эта запись - не конспект философского труда и не попытка травестированного переложения "для тупых". В большей степени - набрасывание цветных камушков на лесную тропинку. Осознание для себя, закрепление в памяти основных моментов, с тем, чтобы вернувшись, найти не пепелище, остатки которого развеивает ветер, но строение. И так, может кому пригодится. Итак Пьер Тейяр де Шарден, в отличие от меня фундаментально образованный во многих естественнонаучных областях, прежде рассматривает историю возникновения Земли и сложные процессы отвердения, кристаллизации, формирования и оформления.

Картина эпичная, для описания происходящего привлекаются термины, не всегда понятные, за ними то и дело нужно нырять в словари. Самая тяжелая для меня часть. Начиная с возникновения жизни на планете, дело двигается легче. Основной тезис: если современная нам наука эмпирическим путем не сумела доказать возможность самозарождения жизни на Земле, это не значит, что такого не могло случиться в те незапамятные времена, когда жизнь возникла. Но имеет смысл допустить, что в то время наличествовали особые дополнительные условия, которые сделали такое возможным. Своего рода планетарный катализатор (это в понятных мне терминах, Шарден выражается иначе. Но думаю, суть его рассуждения уловила правильно).

Далее на всем протяжение истории эволюции земной жизни прослеживаются такие моменты, как фила, мутовка и синтез. Фила - увеличение количества особей данного вида до достижения объема, обеспечивающего выживание и закрепление в определенном геобиоценозе. Мутовка - разделение, изменения внутри вида его подвидов с целью наилучшей адаптации к определенным условиям конкретных ареалов. Синтез или конвергенция - способность достаточно далеко отстоящих географически особей внутри вида спариваться и давать жизнеспособное потомство, вне пределов вида - вступать во взаимодействия, в симбиоз.

На примере млекопитающих: прежде их должно было расплодиться и умножиться до достаточного количества, чтобы стать ведущим видом, населяющим Землю. После (ну, разумеется, одновременно и на протяжение долгих поколений) - отобраться определенные признаки, которые превалировали у конкретного вида: клыки и когти одним, винторогость другим, роющие конечности третьим. Но особи одного вида, даже отстоящие географически далеко, способны скрещиваться и давать потомство, а особи разных - образовывать устойчивые биоценозы. Там было очень интересно о трехбугорчатых коренных зубах, характерных для всех млекопитающих и о нескольких только видах сумчатых, у которых многобугорчатые зубы Мы все - потомки той филы, где три бугорка было.

Я понимаю, что такое переложение крайне примитивизировано. Но затратив определенное количество энергии на усвоение, не хочу потерять ничего даже из той части, которая для меня не основополагающая. Однако к той. "Человек вошел незаметно" - такая красивая и поэтичная фраза. У Шардена, ученого-энциклопедиста, специализацией которого в большей степени является антропология, есть основания так говорить. Сегодняшняя наука не может поэтапно проследить вехи, которыми двигалась эволюция, создавая наш ныне доминирующий на планете вид. То есть, может, но очень общо, серьезные лакуны между фрагментами черепов прямоходящих гоминоидов, не оставивших культурного слоя и фейерверком, которым явилось повсеместное присутствие человека.

И этот фактор становится дополнительным аргументом в пользу того, что наиболее серьезные эволюционные изменения происходят исподволь, неприметно, не бросаясь в глаза, не сопровождаясь фанфарами. Ученый рассматривает многочисленные приспособления, делавшие представителей разных биологических видов наиболее приспособленными к выживанию, одновременно замыкая их в рамках узкой специализации (кроты роют, олени быстроноги - нужно убегать, хищники о клыках и когтях - ясно зачем). Приходя к закономерному выводу, что человек избегнул такого рода адаптаций. Кроме одной - планомерного и последовательного усложнения психической жизни.

Которая, очевидно, и является следующим этапом эволюции. Понимаете: неорганическое-органическое-живое-млекопитающее-четвероногое-человек -? Дальше - интеллект Земли (скорее коллективный разум, может быть даже коллективная душа). Это что, нас насекомым уподобляют? Нет, кстати, о насекомых, они могли бы развиться в доминантную ветвь, но серьезным ограничением явились размеры. Внешний хитиновый скелет становится невероятно хрупким при определенном увеличении размеров. Без которого дальнейшее преобразование невозможно. Потому внешняя безупречная организованность и совершенные навыки в собственных областях каждой особи этого вида - квазиразум и в целом тупиковая фила.

Скачкообразному развитию планетного разума серьезно способствует совершенствование средств связи, возможность для людей обмениваться мыслями и энергетическими импульсами всех видов на расстоянии. Третья часть - синтез: мысль, родящаяся во взаимодействии интеллектов; действие, родящееся во взаимодействии энергетических посылов. Мы проходим это все на разных уровнях вовлеченности и в разных формах. Один полмира объехал, а интернет ему только вспомогательное средство по бронированию билетов и гостиниц. Другой активно пользуется соцсетями для общения. Третий учится или работает с использованием всемирной сети. Но так или иначе вовлечены все.

И если на данный момент мы не можем отследить серьезной положительной динамики, то это только по причине малости временного промежутка. По Шардену эволюция мирового разума постепенно и неуклонно приведет к воссоединению человечества с Богом. Хотя он допускает, что лишь часть человечества пойдет этим путем. Другая останется на позициях потребления, индивидуализма и обособления. Для меня это очень корреспондирует с трудами Ильи Романовича Пригожина о минимуме производства энтропии и спонтанной переорганизации в сторону усложнения в открытых системах. Да, и с Розой Мира" Даниила Андреева.

Нет противоречия. Как нет противоречия с наступлением астрологической Эпохи Водолея, которая должна ознаменоваться возникновением и развитием коллективного разума Земли. Я - человек верующий и такой путь развития представляется мне не только самым разумным, но и наиболее точным воплощением замысла Творца относительно человечества.

Комментарии


Рецензия написана фантастически! Теперь мне очень хочется прочитать эту книгу. Тема достаточно близка моиму собственному мировоззрению.
Спасибо огромное!


И вам спасибо на добром слове.
А правда же, важно, чтобы был кто-то, кто может сделать переложение сложного доступным языком.


Благодарю за рецензию!


Спасибо, что напомнили.


Очень странно, как такие взгляды уживались в человеке с религиозными идеями. Бывает же :)


Он был великий человек и он - один из моих героев. Это я просто обозначаю границу, за которую не стоит заступать.


Да, похоже, он был действительно велик.
Похоже также, что на бога он ссылался лишь по должности. Обеты принёс, монахом стал и священником. Поэтому и не смог сказать вслед за Лапласом, что не нуждается в гипотезе бога.
Вроде Ньютона. Тот тоже в предисловии к "Математическим началам натуральной философии" писал, что разгадывает божественный замысел, но в реальной работе обходился без мистики.

Впрочем, не знаю, это мои домыслы, поскольку работ Тейяра де Шардена я не читал. Может быть, мистика и играла значительную роль в его трудах. Тогда не понимаю, как это могло сочетаться.


Он был серьезным ученым и значительной величиной в мировой антропологии, и провел несколько китайских экспедиций (в Китай был сослан орденом. кстати, за "Феномен человека" - не только люди, стоящие на позициях "просвещения" умеют демонстрировать косность и ограниченность мышления, клирики не в меньшей степени). И одной из его экспедиций удалось обнаружить останки синантропа, а он ближе всего к хомо сапиенс по многим признакам.

Шарден был великим человеком. Сочетающим подлинную веру с острейшим дисциплинированным интеллектом. Я не заглядывала сейчас в Вику, это все вспомнилось сразу, как о нем подумала. Он великий человек.


А я Вику как раз прочитал :)
Ваше мнение о просвещении я знаю :)


совсем забыла добавить, увлекшись Шарденом: как раз сейчас читаю книгу о сэре Исааке. Он был алхимиком. знаете ли. И относился к своим алхимическим опытам не менее серьезно, чем к физике и анализу бесконечно малых.


Ничего удивительного. До Антуана Лавуазье алхимия была передним краем науки :)


У Ньютона с алхимией было куда серьезнее, чем предполагает такой ответ. Я, возможно, неверно идентифицирую, но мне показалось, что он подразумевает что-то вроде "причуды гения", "ерунды, которой можно заняться на досуге". так вот, он сам воспринимал свои алхимические штудии как серьезные и важные. И все это не мешало ему верить в Бога.


Я, собственно, не понимаю, в чём вы меня убеждаете :(
Ну да, Ньютон занимался алхимией. Он что, должен был химией заниматься? До химии ещё лет 80 оставалось. Вот он и занимался алхимией. Или он не должен был заниматься алхимией?
Да. Он занимался алхимией серьёзно. Ньютон всем занимался серьёзно. Математикой. Механикой. Оптикой. Хронологией. Алхимией.
Так случилось, что все эти науки сохранились до сего дня. Кроме алхимии. И что? И бог ему как-то помог хоть в одной из этих областей?
Не понимаю вашей идеи :(


Да не убеждаю я вас ни в чем. Зачем бы я это стала делать.

Вы сказали. что человек науки верящий в Бога - это нонсенс (не теми же словами, но по смыслу четко). Я привела пример другого человека науки, чей авторитет безусловен. верящего в Бога и при этом не чуждого мистики.

Не нужно демагогической риторики, мы с вами не публичные дебаты в борьбе за депутатский мандат проводим.


Мне тоже кажется, что наука и религия лежат в разных плоскостях. Для ученого важно, чтобы он в своих исследованиях был реалистом, а о душе он может заботиться любым способом.
Смешение науки недопустимо, что с религией, что с идеологией.
Была в советские шутка: А как в решении данного уравнения вам помогла марксистко- ленинская позиция?


Вы меня, разумеется, неверно поняли, ничего такого я не говорил.
Я могу легко понять, как математик может верить в бога. Но как это может делать биолог или антрополог? Как можно, скажем, связать идею ноосферы с тем, что всё создал бог? Ноосфера не ограничивается планетой Землёй, и создал её явно не бог. И как же тогда Тейяр де Шарден увязывал свою службу ордену иезуитов со своими же идеями? Он не видел, что ли, кричащего противоречия?

Мне кажется, этот вопрос намного интереснее, чем любые дебаты по поводу любых депутатских мандатов :)

Василий Иванович возвращается в дивизию после неудачных экзаменов в академию. Фурманов спрашивает:
-- Не приняли?
-- Нет.
-- А почему?
-- Да вот спросили, что советская власть людям даёт, а я не знал.
-- Ну что ж ты, Василий Иванович? Мандаты!
-- Сам ты лысый хер, Фурманов!

Прелесть какая (это про анекдот).

Дальше. Я тоже не вижу противоречия. Почему Бог не мог создать Вселенную или ноосферу, когда Он может все, что угодно создать?


Вы-то не видите -- это понятно.
Я вижу :)


Нет противоречия. Вы просто провоцируете оппонента на эмоциональный выброс.


Не потому, что престижно или модно, даже не потому, что интересно

Скорее это знак принадлежности определенной страте.
Это очень интересный феномен человеческих отношений - способность показать другому, что ты свой.