Больше рецензий

3 августа 2015 г. 13:17

190

4

О пьесе "Строгий юноша", вошедшей в сборник.

Юрий Олеша написал замечательную, во многом пророческую пьесу для кинематографа. Наряду с такими книгами, как роман «Зависть» того же Олеши, романом Л.Леонова «Вор», повестями А.Толстого «Гадюка», «Голубые города», пьеса «Строгий юноша» наглядно демонстрирует те деструктивные процессы, которые проходили в советском обществе, рождавшие и «лишних людей», типа Кавалерова, и новую пламенную молодежь, которой, по словам Олеши, неведомо, кто такой Перуджино или, скажем, Шекспир.

Думаю, что пьеса родилась, как своеобразная тоска по идеалу, как попытка представить нового человека коммунистического общества. Олеша видел рождающееся физкультурное поколение 30-х годов, чувствовал определенную бездуховность будущих хозяев страны, озабоченных лишь нормами ГТО. Отсюда появление нового героя — Гриши Фокина, создавшего свой третий — нравственный комплекс ГТО.
Его положения просты, понятны и важны. Они по сути — религиозные моральные догмы. Гриша говорит о скромности, искренности, правдивости, великодушии, целомудрии будущего комсомольца. Но... значительно легче усовершенствовать тело, а душа и сердце всегда воспитываются с жесткой и волевой ломкой. Можно вспомнить Воланда, вопрошавшего: « А изменились ли москвичи внутри?».

Сам Гриша подвергается непростому испытанию. Он любит замужнюю женщину, жену известного хирурга. И не думаю, что, что выйдет из этой ситуации без потерь.... Интересны и слова о неравенстве, которое изжить в советском обществе нельзя.

Фильм, поставленный по пьесе замечательным режиссером А.Роомом попал под кампанию «борьбы с формализмом», поэтому так и не вышел в 1936 году. Премьера его состоится лишь в 1974 году.