Больше рецензий

1 августа 2015 г. 16:17

Лучшее на Лайвлибе

1K

4

Времена Великой депрессии, сухого закона и власти гангстеров обладают своей прелестью и притягательностью. Джентльмены с сигарами между зубов, в идеально выглаженных костюмах, дамы, только осознающие свою свободу и проявляющие воистину сильный характер - да, это определенно вызывает интерес, добавляет каплю мёда в бочку дёгтя. Век, описанный в "Крёстном отце" - век жестокости с запахом свободы и новых возможностей.

Развелось невероятное множество кинокартин и литературных произведений, поднимающих тему преступности, но "Крестный отец" - был, есть и останется примером идеальной подачи жизни за гранью закона. Достоверно и грамотно прописанная организация семейств и их деятельности, сохранность "кинематографической", визуальной стороны и выверенная "деловая" сторона - "Ничего личного, всего лишь деловая мера". Стиль - живое воплощение XX века, с еще не ушедшей нерасторопностью и тяжеловесностью, но динамичный и резкий, освещающий происходящее со всех ракурсов. Переход от старого мира к современному во всей его красе.

Понятен успех "Крестного отца" у широких масс - не будучи пустым, этот роман о независимости, силе, борьбе и обычных людях, занимающих места, положенные им по праву, всеми правдами и неправдами, поднимает огромное количество социальных проблем, остро стоящих в годы, в которых происходит действие. Стоит заметить, некоторые актуальны и поныне, хотя большинство все же сейчас кажутся варварской дикостью: например, расовые предрассудки или абсолютная преданность крови. Национальность решает все. Consigliori, советником дома, не может быть не сицилиец. Нет, может, конечно, Том Хейген тому доказательство, но вот какую реакцию это вызовет - совсем другой вопрос...

Да, "Крестный отец" охватывает всю человеческую реальность, показывая читателю ее плюсы и минусы. Но автор не отражает свою позицию - читатель должен сам решить, согласен ли он с существующими порядками. Главные герои вот не согласны, потому и являются частью мафии - заступницы, дающей людям то, что они заслуживают и то, что не дает им общество. Мафия, говорится в "Крестном отце" - оплот бунтарей, сильных мира всего, первоначально - "убежище".

Но времена меняются, и это тонко показано на примере самой семьи Корлеоне. Два поколения - старик Вито Корлеоне и его младший сын, Майкл Корлеоне. Традиции и современность. Принципиально разные методы ведения бизнеса, мировоззрения. Отец и младший сын, между которыми стоят еще двое сыновей первого, старших братьев второго. Все равно что картина мира: канувший в Лету уклад, замшелый и бесполезный, и широкие перспективы, свежепроложенные тропы, между которыми - ошибки, которые, тем не менее, чему-то учат.

Да, у "Крестного отца" много положительных моментов, но для меня их перечеркивают редкие, но весомые отрицательные. А именно - отношение автора к семье. Очевидно крепкое, настолько слившееся с понятием самой жизни, что аж тошнота берет. В семье показано счастье, будущее, прошлое, вся судьба человека решается не им, а его семьей. И при этом - не называются имена детей, лишь несколько раз упоминаются имена жен. Семья ставится в основу жизни, но в то же время отдаляется на ее затворки. Противоречие, скребущее кошками во время прочтения. Кроме того, женское счастье в глазах автора сводится исключительно к детям и мужу - у героинь романа нет очевидных амбиций и целей, они просто плывут по течению, пока не попадут в руки какому-нибудь мужчине. Вот и весь их путь на Земле. Именно поэтому оценка - 4, а не 5.

Криминальный мир - мир незавуалированной истины, в которой угадываются черты человечества в целом. Он самостоятелен, но вынужден считаться с теми, кому противостоит - обществу. И Новое поколение понимает это - доносит до нас Пьюзо.

Комментарии


Всегда думала, что книга мне не понравится. Но получилось наоборот. Мне не просто понравилась книга, она вошла в список любимых.


Она этого достойна.


Кроме того, женское счастье в глазах автора сводится исключительно к детям и мужу - у героинь романа нет очевидных амбиций и целей, они просто плывут по течению, пока не попадут в руки какому-нибудь мужчине. Вот и весь их путь на Земле.


А какие у них могут быть "амбиции и цели", если они живут в мафиозной среде и замужем за гангстерами? Не думаю, что это авторская точка зрения, скорее, тоже дань месту и времени, как и все остальное.


Не думаю, что если мужчина гангстер, он автоматом начинает ограничивать женщину. К тому же, подобная история не только у главных героинь, но и второстепенных, и вообще у всех; имена детей не называются, все как будто неважно...

Хотя, да, возможно, это дань месту и времени, а не авторская позиция.
В зависимости от того, с какой стороны посмотреть.


Не думаю, что если мужчина гангстер, он автоматом начинает ограничивать женщину.

Я, напротив, считаю, что криминальная структура практически предопределяет такую ситуацию. Просто в силу специфики своей повседневной, хм, деятельности.

К тому же, подобная история не только у главных героинь, но и второстепенных, и вообще у всех; имена детей не называются, все как будто неважно...


Думаю, тут дело еще вот в чем: термин "семья" в данном случае включает не совсем то, что мы под ним понимаем. То есть, строго говоря, это не мама и папа с детишками, а Семья в достаточно широком и разветвленном организационном, а не родственном смысле. Поэтому, например, роль консильери, который кровным родственником вообще не является, важна, а роль детей - не так чтобы очень.


В общем тут не в том дело, что именно гангстер, а в том, что придерживается традиционной культуры. И не ограничивать , а четко понимать, что есть вещи вне ее касательства. Это не есть ограничение ее прав.


И книга и фильм с Пачино просто великолепны!


Скажите, а вы фильм смотрели до чтения или после?


После. Специально решил сначала прочитать, а после посмотреть и разочароваться в том, что фильм сильно ушел по сюжету от книги. Но оказалось что почти все там по книге.


Так Пьюзо сам сценарий и писал (ну, вместе с Копполой).
Хотя мне все равно кино по сравнению с романом показалось унылой тягомотиной, но я, видимо, просто не киношный человек.