Больше рецензий

30 июля 2015 г. 20:41

3K

5

Книги Эриха Фромма имеют одну общую замечательную черту – они неимоверно вдохновляют и наполняют чувством жизни. Часто можно слышать вопрос – зачем нужна философия? Да, понятно, она решает всякие Важные Вопросы Бытия, но в чем ее практическая польза? Что такого я могу извлечь из философского труда, что бы живо затронуло меня самого и мое мышление? Так вот он, ответ: хорошая философская работа рождает в читателе состояние наполненности смыслом, уверенности в своих идеалах, ощущение своих целей не в тумане, а ясным контуром впереди. Настоящая философская книга, будучи понятой и принятой, укрепляет связь человека и мира. «Человек для себя» - одна из таких книг, имеющих потенцию менять и преображать.

Концепция Фромма, которую сам писатель именует «гуманистической этикой», предельно проста, и если выразить ее в сократической форме вопросов-ответов, получится следующее:

- Что самое важное в жизни человека? – Человек.
- В чем смысл жизни? – Полная самореализация, достигаемая в процессе продуктивной деятельности.
- Что есть хорошо и что есть плохо? – То что способствует воплощению смысла человека есть хорошо, то что препятствует ему - плохо.

В качестве научной основы этой концепции объективной и универсальной этической системы Фромм использует психологию, и в частности психоаналитическую теорию. Это вполне логично – где искать ответы на вечные вопросы человеческого существования, как не в изучении самой человеческой природы. Сопоставляя симптомы психического здоровья и различных неврозов, автор выявляет, что благотворно для человека, а что, напротив, пагубно.
При этом, методы психоанализа позволяют четко провести границу между «хорошим» и «плохим», устраняя известный субъективизм вопроса. В обыденном мировоззрении принято считать - что одному хорошо, то другому может быть плохо, но для психоаналитики это не так. Если «плохое» кажется отдельному человеку субъективно «хорошим», то это искажение, сдобренное рационализацией отклонение, которое так или иначе отражается на психическом здоровье этого человека, и в конечном итоге делает его менее счастливым, менее полноценным – и психоаналитический подход позволяет это увидеть, часто вопреки отсутствию осознания у самого данного человека.

В целом, Фромму удалось сконструировать объективно-научную (пожалуй, впервые в истории философской мысли!) этическую систему, непреложно действующую для всех культур – и в этом, конечно, большое очарование данной книги. Для всех, подавленных релятивизмом и сокрушенных сомнениями в себе самом и смысле своей жизни – читать и думать.

Комментарии


Отличная рецензия!