Больше рецензий

30 июля 2015 г. 12:52

1K

5

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(«Мадонна», А.С. Пушкин, посвящение Наталье Гончаровой)



Изящным слогом, прелестно и тонко Людмила Третьякова выписывает судьбы давно ушедших блистательных красавиц и их бравых кавалеров. Далеко не всегда любовь оказывается взаимной, что и предстояло в полной мере познать молодому офицеру Ивану Дмитриевичу Якушкину. Отважный герой полюбил сестру своего друга, юную Наташу Щербатову. И, казалось бы, давняя дружба, родство социального положения, должны были вылиться в брачный звон церковных колоколов. Но сердцу не прикажешь. Наташа вышла замуж за другого, и была счастлива в браке, а Якушкин, спустя несколько лет, женился на шестнадцатилетней Анастасии Васильевне Шереметевой. Еще совсем девочка Анастасия искренне полюбила своего мужа, и готова была ради него на все, лишь бы заслужить его ласковое слово или нежную улыбку. К сожалению, Иван Дмитриевич от своей первой несчастной любви вовсе не оправился, а посему был довольно сдержан в отношении юной супруги. Бежало время, у четы Якушкиных родились два мальчика. Настал декабрь 1825 года. Якушкин оказался в числе декабристов, отправленных на каторгу, в Сибирь. Анастасия рвалась следовать за мужем, как и многие жены декабристов. Детей ей запретили брать с собой, и она была готова сделать выбор в пользу мужа, тем более, что ее мать, женщина волевая, смогла бы вырастить внуков. Однако император запретил Анастасии отправиться за мужем, кроме того, и сам Якушкин запретил жене приехать к нему. Стоит задуматься, кому было сложнее: женам, оставившим дом, семью, детей и отправившимся в ссылку к своим мужьям, или же женам, находившимся на правах бедных и отвергнутых родственниц, разлученных с супругами?

Центральное место в романе уделено судьбе Натальи Гончаровой, вдовы А.С. Пушкина. По сути, удел ее незавиден: с одной стороны, - поклонники и друзья убитого поэта винили Наталью в роковой дуэли, с другой стороны, - вдова осталась с четырьмя детьми без средств к существованию, без поддержки родных, как со стороны Гончаровой, так и Пушкина. Но, несмотря на все трудности, Наталья Николаевна сумела выстоять и всех своих детей вырастить. Матерью она была хорошей. Тем не менее, спустя шесть лет затворничества, Наталья Николаевна начала выходить в свет. Красавицей она была необыкновенной, а потому и поклонники не заставили себя ждать. Но Гончарова-Пушкина желала, если уж вступить во второй брак, то надежный, и главное, с учетом интересов своих детей. Второй брак с генералом Петром Петровичем Ланским оказался крайне удачным, и для Натальи Николаевны, и для ее детей от первого брака.

И заключительная часть романа посвящена жизни великого князя Николая Константиновича, внука Николая I. На его несчастную судьбу, безусловно, повлиял разлад между родителями, Константином Николаевичем и Александрой Иосифовной. Отец обзавелся второй семьей, от этого страдала мать. Напряжение в семье не могло не сказаться на обстоятельствах взросления мальчика, оставленного на попечение жестокого наставника. Вырос князь непутевым, с чередой хаотических связей с дамами полусвета и вообще авантюристками, одной из которых была Фанни Лир. Тем не менее, на Фанни любовные похождения князя не ограничились. Дело дошло до пожизненной ссылки в Ташкент. Кроме того, кратко рассказываются жизни детей Николая Константиновича. Несмотря на то, что сплетен и скандалов вокруг героев романа Людмилы Третьяковой было в избытке, автор все же очень тонко, не пошло, не вульгарно, описывает истории давно ушедших личностей…

Ветка комментариев


Тогда уж все-таки «Русскій сюжетъ». «И десятеричное» перед гласными и и кратким.