Больше рецензий

LanKa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июля 2015 г. 12:15

3K

3

Чем сильнее мы ждем книгу, тем больше вероятность в ней разочароваться. «Метро 2035» читатели ждали 10 лет. Многие даже и не знали (такие, как я), что Глуховский дописывает третью часть. Кто-то ее ждал, жадно следя за каждым росчерком «пера» автора, для кого-то первые рекламы с обложкой книги стали настоящим сюрпризом… Но тем не менее она вышла, бомбанула по литературному миру и разошлась миллионными тиражами. Понятное дело, что последняя часть трилогии должна не только разрешить все вопросы и проблемы, но и просто обязана перевернуть привычный для читателя мир с ног на голову. Это как бы обязанность, негласно наложенная на завершающие части. Поэтому аннотация к «Метро 2035» сильно волосы на голове не топорщит, но надеяться все же заставляет.
Хотя так ли на самом деле прекрасна третья часть, которую пиарщики разве что только в платиновую обложку не завернули? Я готовила себя к тому, что «Метро 2035» будет хотя бы держать уровень, который задали первые две книги; старалась не рассчитывать, что она будет лучше, ярче, что 10 лет пошли ей на пользу и т.д. и т.п. Так вот... с чем бы сравнить свое впечатление от книги?..
Вы когда-нибудь роняли старый бабушкин сервант советской эпохи? Мы несколько лет назад делали в квартире ремонт, и нужно было этот самый сервант из комнаты временно удалить. Посуду, которая была внутри, мы вытащили, перенесли объект в другую комнату, снова загрузили прежнем содержимым (напоминаю – посуда)… И вот тут-то сердце ножка серванта не выдержала и сломалась. Этот шкафец рухнул плашмя на пол, расфигачил себе вдребезги фасад и все свое содержимое вместе с ним. Грохот, который стоял в квартире, я даже сейчас сравнить ни с чем не могу. Тогда в голове вертелось: «Как не проломился пол-то?!» На этот ад сбежались все соседи, даже те, с которыми мы и знакомы-то не были! А я стояла и смотрела на то, как разбилась, буквально умерла, у меня на глазах эпоха… точнее то, что оставалось у меня от нее…
Так вот, читая книгу Глуховского, я снова слышала эти раскаты разбивающегося стекла, чувствовала, как дрожал подо мной пол, и буквально видела тот развороченный сервант – «ремонту не подлежит». Все, что так старательно и скрупулёзно Дмитрий Глуховский собирал для своего произведения, он уничтожил и разнес буквально в один миг. Я давно так не разочаровывалась в книгах! Наученная горьким опытом, я ничегошеньки не ждала от нее, и все равно меня оглушил звон бьющегося стекла, и сбила с ног волна разочарования. Конечно, понятно, что «Метро 2035» - это книга уже другого времени, и она должна быть другой, отличной, завершающей. Но книга должна оставаться книгой, а автор должен оставаться верным, если не себе, то хотя бы своим героям. Я терпеть не могу, когда изменяют героям. Это даже страшнее супружеской измены: если партнер как-то еще может защититься и отомстить, то книжный герой будет вынужден все стерпеть и сделать вид, что так и надо. Он ничего не сможет сделать, никак не отреагирует и не защитится от вероломства своего создателя. Хотя и задумка-то у книги, вроде бы, хорошая, и желание закончить трилогию именно так, не вызывает недоумения… но…
Первый аспект, который раздражает глаз (и уши тем, кто слушает аудиокниги) – это обилие мата и разврата. Я не ханжа, но мат в литературе должен быть хотя бы оправдан! И если Артем не употреблял залихватские обороты в первой части, убирая говно, стоя на табуретке у виселицы и расстреливая людей, то какого ж ляда, он должен ругаться теперь, просто стоя по колено в воде?! Повзрослел? Идите на фиг! Ему уже тогда было за 20, я сомневаюсь, что на осадной ВДНХ он ни разу не слышал крепких слов и уж тем более не употреблял их. Зачем показывать сейчас нам, читателям, разврат местных борделей (который мы сами себе способны вообразить в разной степени – по возможностям каждого), если такие подробности вполне спокойно опускались в предыдущих частях трилогии? То есть третья книга полностью по уши оказалась в грязи – морально и физически. Мне нравилось «Метро» Глуховского еще и тем, что он смог избежать этой самой жести там, где она как раз должна была бы быть! И в первых двух частях автор не просто умело обошел однозначно присущую тому миру нецензурщину, но и обставил повествование таким образом, чтобы читатель вполне спокойно мог сам все себе домыслить без потери яркости и сочности сюжета. Но на третьей книге Дмитрий Алексеевич все-таки споткнулся и смачно упал (совсем как Артем в «Метро 2033», помните?). Падение было долгим и, по всей видимости, сопровождалось крепким и почти отборным, которым автор впоследствии обильно осыпал страницы своей заключительной книги.
Но еще больнее мне было видеть Артема, озверевшего и особачевшегося. По задумке Глуховского главный герой трилогии должен был выглядеть ярче и фонить на блеклом и безруком Мельнике, на тусклой жене, на сером Гомере. Подтерев ластиком общий фон героев, Дмитрий Глуховский чуть сильнее нажал на простой карандаш марки BB, «высветив» таким образом Артема. А ведь он был радугой, Дмитрий. Тусклой, блеклой, но радугой. Конечно, на фоне черных Артемка вряд ли бы смотрелся выигрышно в нынешнем сером, но стирать его в отбеливателе – все же было лишним! Артема не спасали даже короткие флеш-беки в далекое детство и мысли о маме. Главный герой не просто оскотинился, он утратил свою индивидуальность, себя всего растерял. Глуховский не разрешил ему стать, как все, но и собой быть больше не позволил.

Нет больше того доброго человека, и звезды погасли.
И Мельника того, что встречал тут Артема, закинув «Печенег» на плечо, обвешанного пулеметными лентами Мельника-сталкера, боевого командира, который всегда впереди отряда, который первым в любое пекло, больше нет.
И того Артема – тоже. Оба обуглились.

Книжные персонажи – это лицо писателя: насколько досконально ярко прописаны герои, насколько индивидуальны их характеры, насколько они разносторонние, насколько личности… У меня сложилось такое впечатление, что «обуглились» не Артем с Мельником, а в первую очередь обуглился сам Глуховский. Однотипность происходящих в книге событий подчас просто убивает: пьяный в борделе, шпион на Театральный, в плену у фашистов, – однотонные, одноразовые эмоции. Автор хотел показать нам вязкость существования в подземном мире, а вместо этого утопил в болоте однообразности и однотипности. Я не увидела вялотекущей жизни, которая по задумке должна была отчетливо проявиться, я увидела только марионеток, скучных кукол, у которых на разные ситуации была всего лишь одна эмоция. Я чувствовала свою собственную моральную усталость, вместо того, чтобы осознавать физическую усталость героев. К середине книги я уже окончательно перестала верить Артему, мне стало казаться, что он перестал быть убедительным даже для самого себя и шел страница за страницей уже в никуда, просто по инерции.

Идеи книги «Метро 2035» хватит еще на парочку полноценных частей, а то и на тройку. Но Глуховский взял ведерко, собрал туда все, что смог, утрамбовал ногой, чтобы не ссыпалось с краев, чтобы не растерять ничего, а потом все это ведро вывалил на читателя. Вроде как, события последней части, а, вроде, просто мусор выбросил – накопилось. Каждый эпизод третьей книги можно смело назвать недоработанным, смятым, зажеванным, рассказанным наспех. Как будто спешил автор выплеснуть все на бумагу, боялся забыть, потерять нить повествования, не успеть куда-то… зато вторая книга чуть больше брошюры получилась! Хотя куда торопиться? 10 лет в запасе было! За это время можно не только качественную книгу выпустить, но и гениальное произведение родить. А вышло даже хуже «предшественников».
Даже ваш герой, Дмитрий, не спешил жить, а вы куда-то торопились, сбиваясь с ног, вперед него бежали и не замечали этого. А читателю очень заметны эти гонки, и они не идут на пользу восприятию вашей книги, совсем не идут.
Мне было искренне жаль разочаровываться в последней книге «Метро». Мне обидно за свою любовь к первой части, обидно за Артема, за мир, который должен был перевернуться, а по факту просто погряз в г..не, утонул. Иногда авторы губят свои произведения, потому что «надо», а идей нет. Уж не знаю, насколько «надо» давило на Дмитрия Глуховского в данном случае, но событийности у книги – хоть отбавляй, а вот вдохновения нет. И его не видно ни в самом человеке, который писал эту книгу, нет его и в книге, чтобы заряжать и заражать читателей.
Нужно было оставаться в неведении, в легкой сумрачной недосказанности второй части трилогии, которая давала бесконечный простор для мыслей и свободу фантазии. Иногда недосказанность и ворох вопросов – это намного жизненней, чем расставленные точки и многозначительное, но такое пустое и серое «конец».

Комментарии


Тоже внезапно узнал, что есть третья книга. Начал слушать, восьмая глава сейчас. Пока на тройку с большим натягом, только из уважения к Дмитрию Глуховскому. Прямо расстроен, потому как чувствую из рецензии, что к лучшему ситуация не поменяется.(((


Неа... Не поменяется((( Я тоже надеялась и ждала, но Глуховский не вытащил книгу. На самом деле и на троечку не тяне, да((( Обидно и досадно.


Жаль((


Не то слово(((
А как мат слушать?! Вроде, и книга, а, вроде, прям совсем "не эфирное"... Это уже прям совсем ведь за гранью добра и зла - мат в аудиокниге.


Ох, неужели всё так печально?! Книга пока в планах на прочтение


К сожалению. Может, если первые две части читались давно и подзабылось чуток, то без их фона не так ярко будет смотреться отчаяние третьей книги. Я прочитала все три сразу - разница велика и ужасна.(((


Обнадежили немного. Первые две читались практически сразу после выхода


Ну, тогда, может, так сильно не зацепит глаз.
Может, и не зря написали в аннотации, что эту книгу можно считать отдельным и самостоятельным произведением.


Да, основательно вы прошлись по Глуховскому.
Я не ждал третьей книги и не собираюсь читать. На мой субъективный взгляд уже во второй части было растеряно все, что было интересно в первой книге.
И еще я как-то несколько лет назад, находясь на какой-то станции серой ветки, играющей роль в книге, поймал себя на мысли, что если бы видел московское метро до того, как читал книгу, вообще бы книга впечатления не произвела. А уж тем более после того, как несколько лет поездил по этим перегонам и походил по этим станциям - вообще стало непонятно, что привлекло тогда в той книге. То есть - московское метро было также фантастично для меня в тот период, как пейзажи Марса. То есть - сродни фантастике. А что находят там люди, привыкшие видеть метро с ранних лет?


Да что-то он меня добил прям своей третьей книгой.
А я вот как раз не понимаю, как эта книга может быть интересна тем, кто в московском метро не бывал или только пару раз. Меня как раз возможность сопоставлять и смотреть своими глазами и зацепила. Ты видишь эти станции каждый день, знаешь их от и до, и тут дядька-писатель показывает тебе их с другой стороны, совершенно с другого боку. Это прям как эффект присутсвия. Особенно если с этой книгой еще и в какую-нибудь нестандартную ситуацию попасть!)))
Я вот читала рассказ Гомера про первые минуты трагедии, и в это время поезд в туннеле резко остановился (так что полвагона улетели вперед) и машинист очень долго затирал нам по громкой связи, что поезд скоро отправится, без паники!))) И wi-fi весь вырубили, и человеки стали говорить: "Ой, что-то дымом пахнет!")))
Не знаю, может, воображение у меня богатое))) Но, если бы я не знала "лично" подземку, мне было не так интересно читать - это точно!)))


Понятно.


Я согласен с dirty_johnny на счет того, что очень многое было упущено уже во второй книге. Скажу больше, прочитав первое "Метро" я очень обрадовался тому, что нашел весьма любопытную историю,которую хочется узнавать. Но начав читать второе "Метро", я очень разочаровался. Поэт и музыкант Андрей Лысиков (писавший саундтрек к книге "Метро 2034") как-то высказался, что не стоит трать время на прочтение этой книги.... Возможно,грубо, но мне кажется, не без доли правды.
Третью часть я только начинаю читать, но судя по рецензиям и отзывам, все ещё хуже. Или это уже предвзятость?....


Предвзятость к чему? Я из-за предвзятости как раз пыталась найти хоть что-то хорошее в третьей книге.


Это хорошее решение,жаль,что у Вас так и не получилось найти что-то хорошее. Я же имел ввиду, что моё личное мнение о третьей части может изначально быть направленно на поиски негатива, вместо того,чтобы с холодной горловой здраво оценить книгу. Вот что я имел ввиду. Но так или иначе, начало не радует...


Поняла вас))) Да, к сожалению, может так получиться. Но я очень любила первую часть, именно любила. Настолько, что полюбила и вторую, нашла там родную душу. Но третья... Ее ничто не спасет, так что вряд ли ваша предвзятость заберет у вас много хорошего.


О,как Вы были правы! Дочитал до середины и понял, что дальше читать эту,простите,ересь я просто не могу. Как вообще можно это читать? Язык повествования ужаснейший, содержательности ну ни на йоту! А уж про то,что все скомкано и выплюнуто на страницы бумаги я вообще молчу! В общем, не стал дочитывать. Полнейшее разочарование


И не скажешь, что 10 лет книга писалась. Хотя сколько реально он ее писал? Может, спустя 10 лет, за месяц накатал?..


Вот знаете, складывается именно такое впечатление. Есть спонсоры,контракты, обязательства...СРОКИ! Содержательность,качество и прочие вещи уходят даже не на второй план. Вы взгляните только,насколько хорошее само издание! Да,тут вопросов нет. Деньги вложены. Переплет,формат,обложка в конце концов. Но внутри...


Полностью согласна! Я вооще не понимаю, куда смотрели всякие там редакторы, корректоры и прочие люди, которые находятся между "рукописью" и выпуском книги!!!


Да ну а чего можно было ждать, когда и 2033 была весьма плоха


Мне 2033 понравилась.


Давно читали?


Первый раз - 5 лет назад, второй раз - перечитывала вот недавно перед тем, как начать третью часть.


Ну, это на самом деле меняет дело


Надо было оставить все и ничего не трогать - пусть бы образ книги, который сложился 5 лет назад, не обновлялся(((


А еще лучше б было еще в 2005 прочитать, и потом перечитывать в приступах ностальгии


Или да. И только первую часть.


Ну тут не знаю, я только 2033 читал, да и то, только в прошлом году. На остальное может когда-то и сподвигнусь, и то, токмо ради добивания цикла


Ради цикла - не надо. Ну, нафик - читать какашку ради того, чтобы просто прочитать.


Да ну а чего можно было ждать, когда и 2033 была весьма плоха

Согласен. Отзыв хорош, чего уж тут, искренен и понятен, но там и первая книга уже была на уровне плинтуса.


Тот случай, когда рецензия действительно помогла определиться - читать или не читать.
Я с момента выхода книги разрывалась. Так не хочется портить впечатление от "2033", что я в свое время так и не взялась за "2034". Теперь понадеялась, что уж "2035" точно хорошей будет!
А оказалось, нет. А жаль. Читать не буду - мне тоже очень нравилось в "Метро" отсутствие мерзости. Прекрасная атмосфера у первой книги все-таки, будет еще обиднее, если я ее "перебью" последней частью.
Видимо, товарищ автор сильно увлекся "Будущим", которое я, к слову, забросила, едва открыв.

Спасибо за подробную рецензию и предупреждение. :)


Пожалуйста))) Точно не стоит, особенно, если первая книга всё же понравилась, да. Я бы тоже хотела, чтобы меня отговорили(((


да сейчас какая-то прям популярность..написать книжку, напичканную развратными действиями и матом...и типо это модно и какая-то высшая ступень цивилизации...горько на это смотреть.


Ну, типа показать мир без прикрас. Хотя в данном конкретном случае это такая грязища и такое неуместное обращение со словом, что книгу хочется сжечь(((


Ваш отзыв просто потрясяющий... Физически ощутила всё ваше разочарование... Я в своё время просто заболела первой книгой. Окунулась в Метро и не хотелось выходить. Перечитывала несколько раз. потом наткнулась на Сумерки. Тоже хорошо тряхнуло. Подумала-что же выдаст дальше этот потрясающий автор? А потом была вторая книга метро...Обида - ну как же так можно-то? Исчезло всё волшебство. Поэтому увидев что вышла третья книга решила не торопиться, как видно не зря..


Спасибо))
Очень-очень не зря! Поверьте, вторая книга - она просто на "четвёрочку" по сравнению с третьей. Вот правда. После третьей даже не обидно. Глуховский думает, что он с ног на голову поставил свой мир, а на самом деле он просто разрушил его. Строил себе песочный замок, а потом взял и разнес все.
Если не хотите, чтобы первая книга перестала для вас существовать, как мир, не читайте третью. Для меня вот "Метро" Глуховского реально больше нет - верить не во что теперь(((