Больше рецензий

25 июля 2015 г. 21:07

209

4

Литература должна быть как музыка. Не так как у символистов, подчинявших звуку смысл. Но в большем масштабе, в композиции.

Книга в невзрачной коричневой обложке много лет обреталась на полке в родительском книжном шкафу. Она ни раз, и ни два попадалась мне на глаза и ни разу у меня не возникло желания заглянуть внутрь. По невежеству своему я думала, что "Контрапункт" - это что-то из жизни контрабандистов, а вовсе не музыкальный термин, как оказалось.

Целая гамма мыслей и чувств, но все они органически связаны с глупым мотивчиком вальса. Дать это в романе. Как? Резкие переходы сделать не трудно. Нужно только достаточно много действующих лиц и контрапункт параллельных сюжетов.


И вот они явно проступают сквозь мешанину лиц: сюжет о беспутном романтичном Уолтере Бидлейке, который увел Марджори у супруга-пьянчуги, и вдруг обнаружившем, что этот романчик надо было оставить на бумаге - в письмах и дневниках.
Сюжет о Филиппе и Элинор Куорлз, о холодном рассудочном Филиппе и пылкой, романтичной Элинор, и об их любви.
Сюжет о прожигательнице жизни - Люси Тентемаунт, молодой веселой вдовушке, носящей свой траур из-за того, что он ей к лицу.
Повествование движется вперед, словно шары в русском биллиарде - один персонаж как бы случайно (намеком, междометием, вопросом) "толкает" следующего на сцену. И вот когда все шары разлетелись по зеленому сукну, тогда и начинается великосветская чехарда, когда сюжет мечется по пространству романа словно стайка расшалившихся детей. Но этого же просто не может быть, что человек, написавший "О дивный новый мир" просто взял бы, да и состряпал бы романчик про высший свет! И ожидания меня не обманули, ибо фабула есть только предлог, чтобы поговорить об экономике, политике, религии и искусстве. Каждый персонаж - типаж, с четким амплуа - нет похожих персонажей-приятелей, нет единомышленников вообще - все спорят со всеми. В романе много столкновений - плотского, духовного и интеллектуального. Они никак не могут ужиться "в одном флаконе".
Может быть я ошибаюсь, но самого Хаксли в романе представляет Филип Куорлз - писатель, разрабатывающий идею романа в романе, романа с биологическим параллелями - когда высший свет рассматривается в сопоставлении с поведением животного мира.

Когда тело насыщено, сознание перестает думать о еде или женщинах. Но жажда денег - явление чисто психологическое


"Контрапункт" произвел на меня смешанное впечатление, и чтение было странным - начав читать, сложно было оторваться, но закрыв книгу, мне порой было не заставить себя взяться за чтение вновь. Притом ни один персонаж не вызывает однозначных симпатий, но книгу можно легко разобрать на множество забавных цитат, которыми будет приятно козырнуть при случае.
В плане языка - это классика, точность и изящество формулировок, ни одно лишнего слова.
Читайте и наслаждайтесь!