Больше рецензий

24 июля 2015 г. 06:04

348

3

Каждый раз Дмитрий Липскеров подвергает своего читателя испытаниям на прочность, на возможность безоговорочно принять к сердцу его фантазии, его упоительные фантасмагории, странные судьбоносные зигзаги, происходящие с героями его книг.
Данный роман не исключение и преданного рыцаря липскеровских книг ждет очередная порция страстей и метаморфоз. Именно эти две ипостаси чаще всего и присущи прозе автора. «Всюду и везде нас ждет необычное и неизведанное», — как будто бы говорит писатель и демонстрирует это почти в каждой главе.
Скромный школьный учитель физкультуры Иван Диогенович Ласкин находит на берегу водоема загадочный камень и считает его антивеществом. В холодную ноябрьскую погоду, он, вооружившись аквалангом, ищет канувший в воде камешек, а найдя, почему-то проглатывает его. Далее происходит фантастическое превращение! Уже в больнице Иван постепенно превращается в ... ксилофон — редкий ударный инструмент, на котором отныне будет играть верная подруга учителя Настенька. Нет, нет, Настенька тоже не является обычным человеком, не думайте! Она умеет уходить в отверстие ванны, сливаясь вместе с водой!
Благодаря ловкому импресарио Жагину, ксилофону Ивану (инструменту с головой и руками), и Настеньке, удается выступать на сцене с фантастической по воздействию на слушателя музыкой, и даже вещать о будущем и настоящем... Вы думаете, что импресарио Жагин обычный человек? Ошибаетесь, необычный! У него будет болеть, а затем расти голова, пока не отделится и не превратится в .... планету!
Практически через весь роман происходит мистическое противостояние с магистром темных сил психиатром Яковом Михайловичем. Ох уж этот Яков Михайлович! Мало ему того, что жена явила на свет вместо человеческого детеныша птичье яйцо. Из него потом вылупится мальчонка Викентий, который днем является дроздом, а ночью — самым настоящим человеком (впрочем автор, видимо забыв, позже утверждает обратное, что, однако, не мешает повествованию). Так этот Яков Михайлович еще и неустанно соблазняет студенточек и медсестер! Есть у него необычная пластинка, где песня «Валенки» записана наоборот! Звуки сего творения привели в сексуальное неистовство даже скромную Настеньку. Впрочем, мужественной и стойкой девушке удалось вырваться из лап мерзавца! Позже Яков Михайлович будет мстить строптивице, насылая на нее и его благоверного целую стаю внуков, людей-дятлов!
Читая новый роман Д.Липскерова, поневоле сравниваешь его с предыдущими книгами и наблюдаешь некоторые изменения. Пара начальных глав — типичны для традиционного Липскерова. Особенно это касается главы, где описывается странствие маленького Ивана с дедушкой по афганским пустыням. Здесь хватает жестоких сцен, демонстрации низменных инстинктов, есть много натурализма и некоторых просчетов вкуса.
Во второй части книги, где описаны музыкальные вояжи Ивана, Настеньки и Жагина, автор заглядывает в арсенал Владимира Орлова, автора «Данилова» и «Аптекаря». Здесь встречаются мягкие комичные и символические эпизоды, сочетаются сатира и философская мистика.
Конечно, роман не для всех! Читателю не стоит смущаться названием романа. Оно носит отвлеченный характер, достаточно символично и спорно.
А тех, кто не равнодушен к Босху и Брейгелю, кто любит Свифта, Гофмана, Майринка, Булгакова, Хармса и, собственно, Липскерова в одном флаконе, может смело перелистнуть страницы этой книги.