Больше рецензий

tirrato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июля 2015 г. 21:05

66

2.5

Если честно, открывала я книгу с опаской, так как, во-первых, уже давно отвыкла ждать от русскоязычного фэнтези хоть чего-то стоящего, а во-вторых, обложка и рецензии особого доверия не внушали. Но всё оказалось далеко не так страшно, как я боялась. Никакой критики по сравнению с зарубежной фэнтези книга, конечно, не выдерживает, но выгодно выделяется на фоне соотечественников. И, даже больше скажу, я прочитала её если уж не с явным удовольствием, то не без интереса.

Итак. Начнём с жанра, потому что я очень мало читала киберпанк, буквально по пальцам одной руки пересчитать можно. Да ещё и в декорациях средневековой Японии. Возможно, насчёт верибельности я судить не могу, но выглядело всё это заманчиво. Мир действительно уникальный и с заметной любовью продуманный. Мне понадобилось некоторое время, чтобы въехать в подробности, но такая система, как минимум, интересна. И жутко напомнила "Первому игроку приготовиться", хотя смысл Паутины здесь, конечно, выходит за рамки игровой. Здесь сеть интегрирована в реальный мир настолько тесно, что практически все события книги происходят в ней и иногда сложно понять, о реальности или о сети идёт речь. Так что мир очень-очень крутой, это явный жирный плюс в пользу автора. Хотя меня кое-где коробили эпиграфы со ссылками на Википедию, но это уже моё личное восприятие.

Персонажи. Тут будет непросто. Во-первых, не кривя душой скажу, что персонажи мне полюбились. Они были интересными, живыми, за их личностным ростом было очень любопытно наблюдать, их было легко запомнить и отличать от остальных, что уже огромный плюс. Главный герой - Тимур Канеко (у меня долгое время это имя вызывало хихиканье), он же Железный Неко, он же Мурр, он же Хромой Кот, он же Тайный Советник... Зачем столько имён почти у каждого персонажа, я так и не поняла. Либо чтобы не называть их всех всё время только одним именем (что глупо), либо пафоса ради (что ещё более глупо). Так вот, пафос кое-где зашкаливал, что меня обычно очень отвращает от книги. Другие персонажи довольно фоновые и не слишком критичные для повествования, кроме, собственно, жены главного героя, которая (это не спойлер, этот факт становится известен в самом начале книги) является вдовой властителя планеты. Вот с её образом у меня возникли более серьёзные проблемы. Слишком много пафоса и переливания из пустого в порожнее. Ах, у неё белоснежная кожа, её изящные руки, её шёлковые волосы... Бла-бла-бла. Если сначала для понимания, как выглядят персонажи, это было важно, то дальше это было очень лишним и заставляло меня пролистывать целый страницы таких вот описаний. И тут мы подходим к первой из моих основных проблем с этой книгой.

PoV, он же Point of View, он же роль повествователя в книге. Он очень очевидно скачет, и это здорово раздражает. То мы находимся как бы в голове Неко, пусть и от третьего лица, то мы вдруг читаем наблюдения всезнающего автора, то мы видим внутренний монолог, то смотрим вообще с чьей-то ещё точки зрения... Это ужасно путает, выглядит очень нестабильно и некрасиво, это просто-напросто тяжело читать. И в результате получаются то длиннющие любования женой на несколько страниц, то очень динамичные и быстрые экшн-сцены (которые, кстати, очень хороши и читаются великолепно!).

Вторая, самая большая проблема. Язык. Попытка стилизации под напыщенно-текучую речь провалилась с треском и, я бы сказала, с грохотом. Обращения и всякие милые сердцу мелочи, вроде ругательств, восклицаний и прочих деталей, сделаны добротно и интересно, но вот общий стиль... Он похож на стиль Йоды. И это ужасно. Вы ещё не понимаете всего масштаба этой трагедии! Я обычно этого не делаю, но тут выпишу несколько цитат:

...запустить в огромные её архивы многоопытных своих аватар.


И более того, сумел гордо пронести сквозь века сомнительную свою репутацию.


Вот этот абзац меня просто убил:

Кто при обрыве связи не выброшен был на сухой берег реальности, а оказался без опоры и цели на милости глубинных сетевых течений. Тела их лежали сейчас бессознательные, поддерживаемые лишь медицинскими системами. И если не найдены будут спаянные с разумом сетевые профили, то оболочкам этим предназначено будет навеки оставаться пустыми.


И так в каждом втором предложении! Простите, но перестановка местами притяжательного местоимения с прилагательным не делает речь плавной и красивой! Вот не делает! И тем более, это нельзя называть авторским стилем. Например, как тут:

Тимур приветствовал высокородного своего коллегу...


Из-за этого ужасного стиля вся книга кажется некачественной поделкой, читать её не всегда приятно, а длиннющие описания вызывают скуку и желание их быстренько пропустить. Из-за этого здорово хромает темп, он очень неровный, кое-где динамичный и очень правильный, кое-где невыносимо медленный.

В итоге могу сказать, что у этой книжки огромный потенциал, да и у автора тоже. Возможно, я прочитаю у Парфёновой ещё что-то, потому что интересно, сохраняются ли это проблемы и в других текстах. Но мир она создала прекрасный, персонажи хороши, сюжет неплох, так что, в целом, мне очень даже понравилось. Если бы не язык, из-за которого я первую половину книжки просто зверела, а вторую - тихо грустила, то могла бы получиться конфетка.

Но это всё равно было любопытно.

Прочитано в рамках Барсумской рулетки.

Блог