Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

22 июля 2015 г. 07:01

466

2

Самый важный дар для писателя — встроенный противоударный детектор дерьма.
Эрнест Хемингуэй.

Очаровательный новозеландский городок Хокитика, если чем и знаменит нынче - фестивалем дикой еды. Двадцать два года уже в начале марта съезжаются туда рисковые любители необычных продуктов. Типа опоссумов, кузнечиков, овечьих мозгов, коктейлей со спермой жеребцов и колбасок из бычьих... - ну вы понмаете? Платишь тридцать киви (обиходное название НЗ доллара), примерно тысяча сто наших рублей и весь день наслаждаешься: "Похрусти скорпиончиком. дорогой". После, за дополнительные пятнадцать - танцы. Все очень пристойно, приток туристов до двадцати тысяч человек. А полтора века назад другим знаменит был. И за билет туда большие деньги выкладывали. Ну, не столько большие, сколько последние.

Очередной виток австралийской золотой лихорадки и городок на берегу океана - одно из мест, где золото находят. Тут есть своя газета. но нет кафе, где ее можно было бы прочитать; одна улица, хотя назвать ее так можно с большой натяжкой, но несколько гостиниц; есть аптекарь, но не найти врача и развлечения на любой непритязательный вкус: выпивка, шлюхи, опий, расслабляться то как-то нужно. Золотая лихорадка - одна из тем толстого романа Элеанор Каттон, взявшего Букер аккурат в год двадцатой годовщины проведения фестиваля.

Вторая - астрология. Она нынче в тренде, в ней все необходимое для захвата-удержания внимания потенциального читателя: многообразие типов и характеров; мифологизм, закрепленный в коллективном бессознательном многовековой историей и одновременно - предмет, что на слуху у всех. Нет человека,не имеющего минимального представления и всякий мнит себя специалистом. Есть еще третья, четвертая и пятая - сложносочиненная детективная интрига, запретные зелья (разрешенные в то время, хотя общественно-порицаемые), полинациональный колорит: ирландцы, шотландцы, англичане, австралийцы, туземец маори и два китайца ("а в посылке два китайца, два китайца...").

Идея написать толстенную книгу, натолкать в нее два десятка персонажей,для каждого из которых имеется характеристика в учебнике популярной астрологии, она беспроигрышна. Так-то логики особой нет в том, чтобы валить в одну кучу двенадцать знаков и семь планет, это как горячее с кислым, потенциально не смешиваемые вещи. Знаки в классической астрологии - декорации, условия, интерьер и ландшафт. Деятели - планеты и уверяю вас, в любой, самой сложной, ситуации планет септемера довольно для интерпретации.

На самом деле, когда тебя интересуют отношения с другим человеком, в карте достаточно выделить и отсмотреть вас двоих. Если ваше взаимодействие близко затрагивает других и ты хочешь знать взаимное влияние, которое можете оказать друг на друга - смотришь еще одного, двух, трех. При выборе из некоторого количества вариантов, есть твой сигнификатор и символы возможностей. Но их редко бывает больше двух (Петя или Коля, поступать на филолога или на экономиста, поменять работу или остаться на прежней). Три очень редко, четыре никто и никогда серьезно не рассматривает (Петя, Коля, Пал Петрович или Луис Альберто - абсурд, воля ваша).

Украдены ли мои деньги? Да-нет. Кто украл? Один, реже двое в сговоре. Когда девятнадцать - то уже разграбление. Где потерянная вещь? Найдется ли? В пристойном виде или до такой степени испорченная, что только выбросить останется? Тот человек, что предлагает мне сотрудничество и поддержку, хорош ли он или негодяй без моральных принципов? И может ли он реально оказать поддержку, справится ли с взятыми на себя обязательствами? Потому что одно дело - питать добрые намерения в отношении кого-то, и совсем другое - иметь реальную возможность. Первым без второго знаем, что вымощено.

Но Элеанор Каттон такие мелочные соображения не смущают, надо, чтоб много. И тогда можно вытаскивать марионетку, снабженную реестром характерных особенностей из чемодана, отряхивать с нее пыль, да выпускать с сольным номером. Одну, другую, третью - много. Иногда пусть вступают в диалог, неуклюжий и лишенный динамизма. Обзовем это астрологическими терминами, пипл схавает.

Судя по престижной мировой книжной награде - схавал. Хотя ни одна линия в романе не сведена к логическому завершению, ни один характер не проработан, никакие отношения не выщелкивают смыслом. А от литературы это так же далеко, как от астрологии. Как дикая еда на хокитикском фестивале от той, что способна подлинно насытить. Я позволю себе небольшое лирическое отступление. Помните этот момент из "Пяти вечеров", когда Любшин в дурацкой панамке наигрывает на гитаре "Губы окаянныя", а Гурченко в мешковатом своем пиджаке прежде выходит из комнаты, потом возвращается и говорит в момент очередного перебора: "Какой был бы ужас, если бы я за кого-то вышла замуж"

Первое время, читая роман, все думала: "Какой был бы ужас, если бы я взялась писать астрологический роман. Чего-то подобного только и можно было бы ожидать". К финалу пришла с оформленным знанием - я написала бы лучше (нескромно, но правда).

Ветка комментариев


К финалу пришла с оформленным знанием - я написала бы лучше

И как это можно соотнести с вашей высочайшей оценкой роману?)))


Я его не оценивала вообще. Опция отчего-то не включилась при добавлении рецензии.
А случись оценить - поставила бы пятерку, жалка нет. За волю к победе, до финала то она как-то доволокла эту телегу, у которой колеса на ходу отлетали.


Женщины добры и противоречивы.)))


Вы убедили меня. И теперь одна звездочка освещает рецензию, посвященную роману о многих.