Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

16 июля 2015 г. 15:17

475

0.5

Весь мир пожрал туман, движение возможно только по воде.

Вот не зря эта фраза вынесена на обложку. Она действительно ключевая. Потому что туман в первую очередь пожрал мозг автора, а вода - основной компонент данной книги. Я даже затрудняюсь назвать жанр, в котором она написана, а уж число произведений, намешанных и "оказавших влияние" так и вовсе - зашкаливает. Тут и "Пикник на обочине" Стругацких, и "Метро" Глуховского и бесчисленные вампирские саги со всеми их приметами, вроде серебряных пуль, и даже "Аватаром" повеяло. От всех вышеперечисленных произведений "Канал" отличает два момента - отсуствие сюжетной новизны и исключительно отвратный язык.

Она ответила мужу долгим настороженным взглядом. Щеки её уже какое-то время НЕ КАЗАЛИСЬ ПОРОЗОВЕВШИМИ


Тот факт, что я не имею высшего филологического образования, совершенно не мешает мне плакать кровью при прочтении этой фразы. И подобных ей в книге предостаточно.

Сюжет книги можно пересказать в паре предложений. После неведомого апокалипсиса мир накрыло туманом и нетронутой осталась только узкая полоска суши вдоль Волги и канала, которым она соединена с Москвой-рекой. Таким образом, жизнь теплится в небольших городках, расположенных по берегам, да еще, говорят, (ох, пардон, нет - "судачат" - это любимое слово анонимного автора) в самой Москве, да только где она, та Москва - туда уже давно никто отправиться не решается. За власть в новом мире борются две группировки - водная милиция (это как партия "Единая Россия") и сообщество гидов (это как добрый антагонист - Общероссийский народный фронт). У милиционеров пушки и лодки, а у гидов знания о тонкостях прохождения через канал и всех поджидающих там опасностях. Еще есть ученые, которые еще помнят, как запускать электрогенератор с пинка, чем ценны для водной полиции. А, есть еще гребцы. Они как бы просто веслами машут(мы помним, что все, кроме полиции гоняют на весельных лодках, весь мир пожрал туман, электричества нет), но в отличие от большинства сухопутных типа путешественники, лиха видели и "посудачить в трактирах" о нём могут. В один прекрасный день один гид приходит к одному капитану гребцов и нанимает его, чтобы переправить в Москву одну профессорскую дочку. Один попавший в передрягу сопливый пацан, чей папа был гребцом, увязывается за ними. Вторым за ними увязывается названный жених профессорской дочки - сын главы водной полиции. Таков зачин.
Дальше все как в тумане.
То, что я динамично запихнула в один абзац, анонимус умудрился растянуть на 500 страниц. В процессе выясняется, что сын - не сын, пацан - не пацан, гид не гид, дочка - не дочка и вообще, уважение и симпатию вызывает только ворон Мунир, который, в силу того, что он птица, -единственный, кто по ходу пьесы не произносит ни слова.

Остальные говорят постоянно. Но ясности от этого не прибавляется. Потому что автор не даёт нормально раскрыть рта своим героям. У нашего анонимуса, видите ли, есть нездоровая склонность к скобкам, в которых он приводит внутренний голос героев, разрывая диалоги, здравый смысл и голову читателя к чертям собачьим. Их постоянно посещают "смутные видения", "тягостные предчувствия", они заполняют пространство вокруг себя не отвеченными риторическими вопросами. Автор со своей стороны тоже поддаёт жару, ему страсть как охота самому в книжку влезть и мы стабильно чувствуем присутствие в нашей литературной спальне его грузной фигуры с канделябром в руке - везде и всюду он метит страницы своими репликами, удивительно не по делу.

И знаете, что я вам скажу? Анонимус нацелен на продолжение. Оно, очевидно, будет. Потому что в лучших писательских традициях в конце книги ставится множество вопросов, что как бы намекает нам на ту би континуед. Только в отличие от случаев с действительно хорошей литературой, эти вопросы не служат интриге, а вызывают только бесконечное раздражение. Возможно потому, что за все 500 страниц не нашлось ни одного места, где были бы даны внятные объяснения хоть чему-нибудь. Например тому, как вообще пришло в голову собрать в одном месте Иосифа Сталина, Лаврентия Берию, Бориса Гребенщикова и Джимми Хендрикса и обойтись без санитаров из Кащенко. Удивлены? А это будет, будет.

У книги есть, тем не менее, положительная сторона. Это обложка. Дизайнер - талантливый стервец, ему надо отдать 50% от продаж этого уныния.

Впрочем, не могу сказать, чтобы я совсем не испытала никакого волнения. В один момент меня даже охватил тягучий, липкий ужас. Например, когда я обратила внимание, что в магазине "Лабиринт" эта книга стоит 455 рублей. То есть я ведь могла ЭТО - КУПИТЬ, Карл!

А потом нам еще лепечут что-то про труд писателя и защиту авторских прав.

Комментарии


В последнее время что в русском кинематографе, что в литературе наметилась такая тенденция типа "щас дам артхаусу и сделаю загадошно и непонятно", но получается у них только "я брожу один в тумане, у меня хуйня в кармане". Ярчайший пример тому - беспомощный киновыкидыш "Как я провёл этим летом", вот и "Канал им.Москвы" туда же скатился, и журналист Димка Глуховский


Вот какой у Вас чудесный комментарий. И гораздо интереснее, чем вся эта книжка.
Дали артхаусу, я раз пять засыпала с ней....


Сегодня увидел продолжение сея произведения в разделе раздач livelib.ru.
Подумал: зачем мне 2-ой том без первого?
Однако решил полистать отзывы да рецензии.
Сделал вывод, что книга претендует объединить в себе миры «Имени ветра» Ротфусса, «Кысь» Толстой, «Двух капитанов» Каверина и «Священной горы» Ходоровски.
Учитывая, что 1-ый том ничего не объясняет, задумался о возможности начать чтение сразу со второго.
К сожалению, это решение окончательно утвердилось в голове в момент чтения Вашей рецензии.
(Кажется, я исполнил свой комментарий в анонимном авторском стиле)