Больше рецензий

Julia_Books

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июня 2015 г. 01:32

529

5

Июнь 2015

Сочинение "Как я провожу лето"


Меня зовут Юля Фукалова. Мне исполнилось в этом июне 36ть лет. Да, я абсолютно летний человек. И, да, я сочиняю сочинение, как я провожу лето.

Я прочитала книгу Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны".
И в этом весь мой июнь. В этом простом и всеобъёмлющем предложении сосредоточились пара миров. Может, зеркальных, а, может быть, - параллельных. Что ли не пересекаюшихся. Или вжившихся друг в друга, и кажется, что этот мир вовсе один.

Извините, я не умею писать сочинение, как в школе. Мне даже непосредственно в школе не удавалось написать сочинение так, как надо. Я просто сочиняла.

Знаете, моему сыну, в этом июле исполняется два годика. Это не июнь, - июль, но тоже лето. У меня есть мой мальчик, моё сокровище.
Первый роман Эко, который мне привелось прочитать, - в нём тоже мальчик. Джанбаттиста Бодони. В детстве он выбрал сам себе имя Ямбо, из одной приключенской книги, и это имя прошло с ним всю его жизнь. Недолгую.
Всего шестьдесят лет.

Умберто Эко относят к разделу литературы "постмодернизм", не так ли ?
Хотя я носила бы Эко на руках, и никуда бы его ни за что не отнесла.
Честно, я лопаюсь от гордости, что мне счастливится жить с Умберто Эко в одно время, и ещё в одной стране. В стране Умберто Эко.
Помните, как (моя обожаемая) Нонна Мордюкова в "Бриллиантовой руке" говорит "Стамбул, город контрастов!"
О, дорогие люди, это про Италию. Я живу здесь вот уже почти три года, и эта контрастность взрывает мой довольно-таки флексический мозг изо дня в день.
Немею. Смеюсь. Гневаюсь. Поражаюсь.
Италия славится, и заслуженно, стилем, страстностью, романтичным воздухом, кухней, искусством.
Но самое прикольное, что здесь есть, - это парадокс. Парадоксальность мышления особого национального стиля и полная релаксация.

Я хочу сказать, что те читатели, кто не любит, кто не интересуется Италией, итальянистикой, будут совершенно в пролёте с "Таинственным пламенем царицы Лоаны".
Что вам, дорогие нелюбители Италии, тексты песен военного и послевоенного времени, приведённые в романе и на итальянском, и на русском языках ? Что вам скажет, мои драгоценные италонелюбители, улица Кардузио в Милане, где по воскресеньям раскидывают свои шатры продавцы блошиного рынка ?
Что вам туман в Диком Яру, отвесной опаснейшей стороны горы с деревней Сан Мартино на верхушке ?
Кто для вас Граньола, анархист, ругающий Бога, но любящий искренне Иисуса ? Граньола, которого в его двадцать лет, посланного переломить хребет Греции, покалечили на всю жизнь ?
Что и кто для вас мальчик Вихраст ? Ямбо. Кто он для вас ? Ciuffetto, - chi è per voi, cari ?

Тут есть такой момент. Я не понимаю, как можно читать и любить Эко, но не быть увлечённым чудесным миром Италии. Одно без другого не живёт. Не идёт. Не работает.

Не туманится.
С другой стороны, если Эко напишет о журавлях, гнездящихся на крыше брошенного дома в Рязанской области России, я это буду читать, я это пойму, и я буду восхищаться родными журавлями, говорящими итальянской интеллигентной речью.
Умберто Эко уникальная единица. Смысл, красота, обращение к вашей собственной мысли.
Умберто Эко способен пробуждать.. Что именно, каждый Эко-читатель увидит в себе сам.

Апрель. Милан.
Лето в Соларе.
Жизнь.
Детство. Война. Юность.
Туман.
Ночь в Диком Яру.
Туман.
Лила.
Туман. Туман. Туман.

Царица Лоана - персонаж одного из выходивших в Италиии в военное время комиксов.

Клад коровы Кларабеллы забран в рамку гиперсцены справления большой нужды в винограднике. Палящее солнце, звенящая тишина.
"Экскременты - самые личные и сокровенные наши достояния."
Это очень по-итальянски вообще ввести такую сцену в роман.
"Эх, найти б следы моих ребяческих присаживаний, метки территории - и, выстроив по ним условный треугольник, откопать бы клад коровы Кларабеллы."

"Синьор Пипатти, родился старцем, помер дитятей. Как это ?" "Il signer Pipino nato vecchio e morlo bambino".
Как это, как это ? Сюжет о человеке, родившемся старым, и постепенно, сквозь жизнь приходящем к своему детству, и умирающем младенцем - это итальянская детская считалка.
"Старый юноша, одна из любимых тем Античности."

Коробка порошка для Виши. "Вон она, вон стоит на краю. Рисунок несколько изменён, опять же джентельмены, опять же потягивают из бокалов чудодейственную воду, но на столе у них красуется такая же коробка, как та, которую я держу; а на изображённой коробке показаны сами они, джентельмены, потягивающие Виши перед столом, на котором изображены коробка, где показаны они... До бесконечности." Потрясающий экзерсис с коробкой Виши, с зацикленным изображением. Суть: так преподносится первый раз ребёнку бесконечность.
У меня был такой календарик. О, память. Я ребёнок.

Кот Мурлыка Maramao.

"Марки позволяли путешествовать тогда, когда повсюду были непересекаемые границы, когда мир был расчленён противостоянием двух непримиримых лагерей и не работали даже железные дороги - из Солары в город ездили на велосипеде. А я перелётывал себе из Ватикана в Пуэрто-Рико, из Китая в Андорру."

"Я опять-таки в тумане, который как ладан снулый, стекает по фасадам домов, обмазывает собой тьму, затемнение, комендантский час, город прячется в туман от голубоглазых вражеских бомбардировщиков, прячется и от меня, вперивающегося в туман с земли. Я бреду в тумане будто на картинке букваря, за руку с папой, у него - тот же самый головной убор "Борсалино", что у силуэта на картинке, но пальто не такое элегантное, пальто у папы поношенное и плечи обвисающие, реглан."


Книжное помешательство.

Туман.

Умберто Эко
Умберто Эко
Умберто Эко
Умберто Эко

Приезжайте к нам в Милан любоваться туманами.

Спасибо за внимание.

Я провожу лето.


Целую руки Елене Костюкович за трогательнейшие переводы.

Долгая Прогулка, уровень 6, ОЗ
Команда "Без паники!": кэп Sandy_martin , Ctixia , Lenisan , впс
Спасибо, девочки!

Комментарии


Можно совершенно равнодушно относиться к Италии и совершенно не знать что за зверь такой пстмдрнзм (как все русские люди, в 90-х впервые вгрызавшиеся в Розу, Маятник и Остров), потому что профессор Эко - автор мирового уровня и втискивать его в рамки стран и жанров как-то неблагодарно


Неблагодарно - не благодарите. Я никого никуда не втискиваю. Ни Эко, ни читателей.
Я просто написала конкретно про "Таинственное пламя царицы Лоаны". Там очень много непосредственно про Италию, часто в форме списков.
Рецензии многих и многих читателей говорят о том, что этот роман увиделся им весьма занудным и даже почти проходным. На это причина есть.
Больше ничего я не имела ввиду.
А про жанр я и вовсе молчала.


Не оправдывайтесь, я вас не критикую, я порассуждать пришёл.
Учебник истории тоже очень многим кажется занудным, есть ли на это причины?
Тоже заметил по рецкам, что русский читатель после четырёх романов про средневековый итальянский монастырь, про тамплиеров, про разграбление Константинополя вдруг внезапно кривит нос на "Лоану", которая непосредственно про Италию - вот это удивительно


Я согласна. Меня тоже удивляет этот факт. Даже не знаю, как это объяснить толком.
По-моему, роман чудесный. Он читается медленно. Впрочем, я вообще медленно читаю. Но он захватывающий!! И приключений там предостаточно. Столько книг сразу захотелось и прочитать, и перечитать.
Кстати, об учебниках истории. Это ли не фантастически потрясающий учебник истории - "Таинственное пламя царицы Лоаны" ? Истории Италии предвоенной, в войну, и в послевоенную эру. С таким уровнем глубины погружения в среду, в культуру этого времени, что большего и пожелать просто невозможно. Плюс с высоченным уровнем же объективности. Ёлки метёлки, были бы все учебники истории написаны так же, я бы, может, даже в историка переквалифицировалась.
И да, я опять-таки согласна, тут дело не в самой Италии. Этот роман мог быть написан про любую среду. Просто у каждого Человека Мира есть родина. Поэтому мы здесь говорим и читаем об Италии.
Словом, я даже не знаю, как роман может быть не интересен. Вот не знаю, и всё.

По мне, если бы Эко написал только одно предложение всего, для меня это уже было бы счастье на всю жизнь.

А ещё кстати. Я, к сожалению, не очень знакома с вашими рецензиями. Вы постмодернизмом увлекаетесь ? Я люблю. Хочу образоваться побольше. Вы не могли бы какую-нибудь книгу порекомендовать на свой вкус ?
Буду расширять кругозор :)


Наверное читателю понравилась толика детектива в Имени розы, толика мирового заговора в Маятнике, толика авантюры в Баудолино. А Лоана очень личный роман, и в нём этой толики массовой развлекательной литературы нету. И вот результат.

После Эко самым расширяющим кругозор для меня оказался Нил Стивенсон с романами "Криптономикон" и "Ртуть". Крипто - про вторую мировую и немного про Алана Тьюринга, а Ртуть - про Европу конца 17 века и про Исаака Ньютона. Тоже такие тяжеловесные труды. Думаю, Ртуть после Лоаны хорошо пойдёт.


Занятно, правда ? Насчёт "Лоаны". Что там массовой развлекательной литературы тоннаж, которого хватит на круизный лайнер. Только преподнесенная по-другому.
Как многие написали: сидит пожилой (!) дядя на чердаке в деревне, и перебирает то сигаретные пачки, то пластинки, то какие-то книжки. И комиксы. Туча комиксов.
И всё. Дальше чердака не пошло.
Что ж, каждый видит своё.

Вот спасибо!! Я тоже первоначально за "Ртуть". ОЧЕНЬ нравится название. И никогда раньше не слышала о такой книге. Спасибо вам!!


Не за что. Спасибо тем, у кого есть терпение и талант создать 600-900 страничный кирпич, от которого в процессе чтения не оторваться


Я тут проходя мимо замечу, что мне у Стивенсона очень понравился "Алмазный век". Но я больше ничего у него не читала. Просто удивило, как не-поклоннице фантастики, мне так зашла фантастическая книга.


Запишем и "Алмазный век", если ты рекомендуешь!!


Потрясающе! Зачиталась отзывом. Спасибо!


Большое вам спасибо!!


Спасибо за отличную рецензию, правльно понять то, что хотел донести до нас Эко , дано не каждому. Большинство прочитавших так ничего и не поняли, попав в ловушку когнитивного диссонанса между Именем розы и Пламенем. Пойду скачаю что ли ... ;)