Больше рецензий

Din

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2015 г. 00:07

776

5

Когда накопилось много вопросов и противоречий, когда очередной тупик маячит на горизонте, самое время обратиться к Толстому. Его ум не ослепляет, а согревает и умиротворяет. Вот читаешь его и какой-то огонёк загорается внутри, вот открывал книгу ты пустой, а закрываешь - полный. Или же на смену сосущей пустоте приходит пустота блаженная и правильная.
Как человек сметающий границы и рамки стандартного человеческого существования на своём жизненном пути, Лев Николаевич не мог не впитать в себя жемчужины человеческой мысли, фильтруя здоровые зёрна от шелухи. И вот это сочетание перенятого и правильно впитанного многовекового опыта и самобытнейшей, самостоятельно мыслящей, свободной личности привело к тому, что Толстой стал светилом и это не пустые слова, это собственный пережитый лично мною опыт. Его свет ощущается физически. Он вне времени, вне пространства. Только он мог рассказать людям о том, как мы выглядим со стороны природы, то есть на самом деле. Только он мог объективно показать, что невозмутимая и бесконечно мудрая природа подумала бы о нас, имей она возможность думать в нашем понимании и говорить нашими словами. Потому что он стал этой природой, он обрёл своего рода просветление. Мне так видется.
Лично я вижу в Толстом в первую очередь великого философа, потом писателя. И рискну предположить, что художественную форму он избирал лишь как способ достучаться.
Знаете, мне очень сложно оформлять впечатления в слова, но некоторые книги читаешь как будто не глазами, не разумом, а самым сердцем.

Дальше...


Когда видишь такое например

Тогда же я никак не мог понять, что такое значило то, что меня называли собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые ко мне, живой лошади, казались мне так же странны, как слова: моя земля, мой воздух, моя вода.
Но слова эти имели на меня огромное влияние. Я не переставая думал об этом и только долго после самых разнообразных отношений с людьми понял, наконец, значение, которое приписывается людьми этим странным словам. Значение их такое: люди руководятся в жизни не делами, а словами. Они любят не столько возможность делать или не делать что-нибудь, сколько возможность говорить о разных предметах условленные между ними слова. Таковые слова, считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой, моя, мое, которые они говорят про различные вещи, существа и предметы, даже про землю, про людей и про лошадей. Про одну и ту же вещь они условливаются, чтобы только один говорил - мое. И тот, кто про наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит мое, тот считается у них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю; но это так. Я долго прежде старался объяснить себе это какою-нибудь прямою выгодою; но это оказалось несправедливым.


Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие мое не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности. Человек говорит: "дом мой", и никогда не живет в нем, а только заботится о постройке и поддержании дома. Купец говорит: "моя лавка". "Моя лавка сукон", например,- и не имеет одежды из лучшего сукна, которое есть у него в лавке. Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. Есть люди, которые других людей называют своими, а никогда не видали этих людей; и все отношение их к этим людям состоит в том, что они делают им зло. Есть люди, которые женщин называют своими женщинами или женами, а женщины эти живут с другими мужчинами. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими. Я убежден теперь, что в этом-то и состоит существенное различие людей от нас. И потому, не говоря уже о других наших преимуществах перед людьми, мы уже по одному этому смело можем сказать, что стоим в лестнице живых существ выше, чем люди: деятельность людей - по крайней мере, тех, с которыми я был в сношениях, руководима словами, наша же - делом.


начинаешь биться головой об воображаемую стену от отчаянно-счастливого потрясения. Ведь вот она правда, вот она истина, думаешь, и почему после того как та правда, что сидит в самой глубине твоей и которую ты скорее чувствуешь, чем знаешь, вдруг перед твоими глазами предстаёт на бумаге, да так доходчиво и так в самую сердцевину души, почему после этого ничего не поменялось в нашем мире? А наверное потому что это твоя правда и узнала её ты в этих строках как что-то до боли знакомое, потому что она в тебе сидела, а не потому что тебе её Толстой открыл прямо здесь и прямо сейчас. Так что если дверца плотно закрыта, то не так просто будет достучаться... а скорее и вовсе невозможно... но...
Вспоминаешь про данное себе обещание не стенать понапрасну и работать над удержанием гармонии в себе, и начинаешь наслаждаться той невидимой, но крепкой ниточкой, которая связывает меня с Толстым, да и с другими умными и прекрасными людьми и книгами, а ещё с природой и вообще со всей Вселенной и медленно шагаешь по остывающей Москве в сторону заката, в обнимку с распечаткой «Холстомера» Толстого и наедине со своими сокровенными мыслями.

Толстой и Достоевский, две противоположности, которые дополняют друг друга в моём сердце и так славно уживаются. Мира вам, люди, люблю вас.

Комментарии


Искренне советую к прочтению статью Юрия Лотмана "Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI–XIX веков".
Там приведённая вами цитата служит иллюстрацией к целому культурному пласту.
И предлагаю перейти на "ты".


ух ты, спасибо! ценный совет! как раз вчера под впечатлением от прочитанного слонялась в книжном автобусе в поисках продолжения темы, но безрезультатно.
на "ты" с удовольствием)


Я просто недавно "Статьи по семиотике культуры и искусства" дочитала, была под впечатлением и тут в отзыве увидела интересную, самобытную цитату, которая была приведена в статье.


Вот и хорошо, вот и поделились друг с другом важным.


Его свет ощущается физически

Тонко подмечено. Мне это напомнило высказывание -Аксакова?- о том, что У Толстого какой -то духовный реализм, дающий читателям почти физически почувствовать то, что сокрыто где-то глубоко в них.

Очень жаль конечно, что Толстой и Достоевский так и не встретились ( две планеты, которые и не могли приблизиться, не оттолкнув друг друга !) Кстати, их роднит какой-то оголённый Буддизм. Помните у Достоевского слова Кириллова : "я всему молюсь" ? Да у них таких высказываний очень много..

Очень хорошая и добрая рецензия.


При бросающейся в глаза разности их по крайней мере роднит глубина душ и любовь к людям. Я, знаете, хоть и люблю Толстого и Достоевского, но совсем ведь не знаю... Ещё, надеюсь, всю оставшуюся жизнь буду с ними общаться и продолжать знакомство и всё равно никогда не скажу, что знаю их. Только тянусь к ним как к свету божественно-неизведанного происхождения.

А ведь только сейчас я попыталась представить, а что было бы, если бы знакомство произошло? Мне кажется, Толстой бы внёс немного гармонии в неспокойную душу Достоевского. Но при этом не покидает уверенность, что поладили бы они не сразу. Эх, любим мы строить предположения! А представляете, переписка Толстого с Достоевским! Ох ты боже, я бы полмира отдала, чтобы почитать их переписку. У меня сейчас в голове целый фильм промелькнул в научно-фантастических тонах "Возвращение в прошлое с целью познакомить Толстого и Достоевского"))


Как же всё -таки здорово, когда писателей воспринимают не как запылённые бюстики , а как живых людей ( пусть и живых в каком то особом и вечном пространстве).
Толстой быть может нечто и внёс, а что привнёс бы Достоевский в душу Толстого ?
Ох, про такую переписку даже и не говорите..Вообще такие литературные мечты иной раз простираются до того, что думаешь : как бы хотелось, что бы Пушкин дожил до романов Толстого и стихов Лермонтова, услышать его мнения..
У меня сейчас в голове промелькнула вторая часть этого фильма а-ля "Назад в будущее", где есть те, кто препятствует этой встрече ( где то читал, что "толстовцы" были заинтересованы в этом) и кто -то , кто в не совсем по канонам надетом платье, этому безуспешно препятствует))


А я уже размышляла о том, что Толстой и Достоевский это новые инкарнации Пушкина и Лермонтова )) Вернулись, чтобы закончить начатое и всё такое. Вот Толстой уже после смерти растворился во Вселенной, мне кажется. А Достоевский... растворился в нас, своих читателях.
А мы как сосуд, всё вмещаем и это бродит в нас пока мы не отфильтруем лишнее и не станем сами собой. Я когда наблюдаю за ходом своих мыслей убеждаюсь, что у меня в голове пока ещё взрывоопасный коктейль)


Ну, версия конечно интересная, но..они же уже были тогда, когда жили Пушкин и Лермонтов.
Если только не предположить, что у теории "реинкарнаций" есть свои орбиты-спирали, о которых мы и не подозреваем. Да, бывает так, умирает человек, а в это же время, загорается огонёк таланта в другом писателе на другом конце света, как бы подхватывая эстафету..
Про "растворился во вселенной" это вообще моя больная ( в хорошем смысле) тема - пантеизм ! Мне кажется, что такие гении как Толстой и Достоевский, похожи звёзды , а их смерть - на сверхновые..и знаете, есть на небе звёзды, которые уже давно умерли, но о них поэты пишут стихи, влюблённые ими восхищаются, а морякам она указывает путь домой.
И когда такие "звёзды" взрываются, они дают жизнь многому, в том числе и новым планетам ( Лермонтов и Пушкин ?) и даже новым звёздам.
Да и что есть мир, с деревьями, книгами, и мыслями о том, что в этих книгах, как не звёздная пыль ? Всё связано..


И правда что, я наверное имела в виду рождение таланта в человеке, а не рождение физической оболочки)


А мне всегда хотелось, чтобы до Пушкина дожил Моцаарт и писал бы оперы по его произведениям.


Забавно, мне всегда казалось, что Пушкин - это Моцарт в поэзии ( у меня есть маленький бзик на сравнение писателей, музыкантов, писателей..


Мне кажется то же самое, потому я и хотела бы, чтобы они пересеклись во времени. Это был бы идеальный тандем. А какие ещё есть музыкантско-писательские аналогии в вашем арсенале?


Хм...ну, тут у меня много аналогий ( тут ведь и полутона..)
Достоевский - Ван Гог, Микеланджело, Бетховен.
Толстой- Да Винчи, Шопен..
Набоков - Челищев, Шагал..( его творчество - это словесная живопись
Бунин - Писсарро, Бородин..
Есенин- Лорка, Саврасов..

Как -то так )