Больше рецензий

21 июня 2015 г. 17:58

418

5

Книга профессора психологии из Канады, иранского происхождения, Фатали Мохаддамама (Fathali M. Moghaddam) "Терроризм с точки зрения террористов: Что они переживают и думают, и почему обращаются к насилию" ("From the Terrorists' Point of View: What They Experience and Why They Come to Destry") одна из лучших книг по психологии радикализма, что я вообще читал.

Автор очень интересно подошел к изучению вопроса, а так же использовал свой опыт работы в Пакистане, Иране и ряде других исламских стран. Его интересы в академической науке находятся на стыке социальной психологии, истории религий (Ислама), конфликтологии и мультикультурализма. Так же помимо преподавания в канадском университете Макгилла, Натали является редактором журнала "Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology" при Американской ассоциации психологов (APA). Всего он написал свыше 24 книг по своим научным исследованиям.

За рубежом книга вышла в 2006 году (поэтому там нет ни слова про ИГИЛ, как новое направление в терроризме на Ближнем Востоке).

Простой и понятный язык, отличный список источников, не западный подход "хороший vs плохой" (или как пишет автор "ковбои vs индейцы") в описании парадоксов и проблем, классика экспериментов по подчинению и конформизму и т.п.

В книге 10 глав и великолепное приложение:
Почему необходимо рассматривать терроризм с точки зрения террористов?
Потребности идентичности и глобализации
"Лестница терроризма"
Базовый уровень: возрастающая неудовлетворенность жизнью в исламском мире
Первый уровень: как нам бороться с этой несправедливой системой?
Второй уровень: во всем виноваты американцы!
Третий уровень: цели оправдывают средства
Четвертый уровень: именно мы должны выступить против них
Пятый уровень: наши "героические" усилия улучшат этот несправедливый мир
Контекстуальная демократия как решение проблемы терроризма
Приложение: С точки зрения террористов: оглядываясь на американскую культуру.

Вся книга посвящена прежде всего религиозному (исламскому) терроризму. Автор затрагивает взаимосвязь конфликта между шиитами и суннитами, правительств и государств, и западной дипломатии силы. Автор в книге приводит различные психологические теории и то как они объясняют причины радикализма мотивации террористов, изменения личности внутри авторитарных групп. Фатали показывает абсолютную нормальность людей попадающих в террористические организации и объясняет почему через какое то время они готовы уничтожать всех кто не соответствует их групповым идеалам.

Мне очень понравилось объяснение различий западных и арабских культур в системе "живой" (ориентация на прошлое в формировании повестки дня) и "мертвой" (ориентация на будущее при формировании повестки дня) историй. Несколько страниц о "нефтяном парадоксе" и разрыве между элитами и простым населением стран, явно показало лично мне, что Россия не одна столкнулась с проблемой данного парадокса.

Помимо рассмотрения вербовки и индоктринация последователей радикальных учений, Фатали Мохаддам прекрасно показал типы (специализированные роли) профессий внутри террористических групп, разложив их по психотипам, важности в иерархии и жизненного цикла:
"Источник вдохновения" на примере Осамы бен Ладена;
"Стратег" на примере Амана Завахири;
"Связник" на примере Абу аль-Джанна;
"Эксперт/Инженер" на примере Мустафы Сетмариана Насара;
"Руководитель ячейки" на примере Мухаммеда Атты;
"Местный агитатор и организатор" на примере Абубакара Баашира;
"Рядовой член ячейки" на примере Шера Али;
"Пушечное мясо" (шахиды) на примере Саида Мубарака аль-Ришави;
"Спонсор (собиратель ресурсов)" на примере Мохаммеда Сурдина Топа.

Не менее интересные выводы сделаны по теме шахидов и самоубийц-террористов, которые подвергли сомнению стереотип о "деньгах, как мотивации". Мохаддам очень интересно приводил примеры Ирака, Саудовской Аравии, Ирана и Европы с США, показывая межкультурное непонимание, как со стороны медиа, так и состроены исследователей. Мохаддам призывает уйти от стереотипов "террорист - сумасшедший и слабый человек" и изучать не последствия, а причины роста популярности терроризма в исламской умме.

С помощью своей модели "лестницы терроризма" он показывает, что сейчас все спецслужбы и государства работают только с "пятым уровнем" его лестницы, не решая проблемы подталкивания граждан исламских государств в джихадистские группы (+ что западная демократия не учитывает культурный контекст и богатую историю исламских стран).

Книга будет интересна специалистам и психологам работающим в сфере межрелигиозного общения, городской ассимиляции и т.п. Историкам и религиоведам книга будет очень полезна для понимания конфликта шиитов и суннитов. Социальным психологам и представителям сферы безопасности книга будет крайне полезна для понимания классического религиозного терроризма.

http://www.felicidad.ru/2015/06/blog-post_82.html