Больше рецензий

sergei_kalinin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2015 г. 23:31

799

3

Как-то я писал отзыв на сборник "Симпсоны как философия", и очень мне понравилась там статья про гипериронию (как характерный атрибут упомянутого мультсериала). С кем-то из знакомых мы даже подискутировали на тему гипериронии. Помнится, тогда он меня спросил привести в качестве примера какой-нибудь текст отечественного разлива, а я не смог :(. Теперь вот такой текст (этот самый!) мне подвернулся...

Впрочем, давайте по порядку:

1) Книга - вполне такой узнаваемый Минаев. Угоревшая масковская топ-миддл богема, нарко-клубно-проискуитетное времяпровождение, тотальный цинизм и мизантропия и т.д. и т.п. В общем, "все гавно, а ГГ д'Артаньян в белых штанах".

Причём, д'Артаньяны нынче все поголовно образованцы, и нахватанных знаний им хватает, чтобы своё взгляд сверху вниз на всё окружающее рационализировать и как бы обосновать :).

...в общем, всё та же целевая минаевская аудитория - зачмырённый офисный планктон, но так мечтающий почувствовать себя д'Артаньяном без комплексов. Вот лично мне эти вечные метания "тварь ли я дрожащая, или право имею" (в контексте московской богемы :))) мало интересны.

2) Условно книгу можно поделить на две неравные половины. Первая (меньшая) - это вот как раз про разудалую богемную жизнь ГГ. Я даже заскучал её читать, т.к. всё узнаваемо и всё предсказуемо...

Вторая (большая) половина книги - собственно action, дэтэктива :))). Можете кидать в меня тухлыми помидорами, но сюжет рассекречу: откуда ни возьмись, является аццкий двойник ГГ, который с помощью мистических техник ("воин сновидений") ворует... личность ГГ! Занимает в жизни место главного героя, после чего тот отчаянно пытается эту свою жизнь вернуть.

3) Собственно, центральная сюжетная линия довольно проста, скучна и незатейлива. Хотя отдельные моменты радуют - например, описание хипстеров и их образа жизни :)). Но в целом всё очень предсказуемо.

4) Но самое ценное в романе - это та самая гиперирония...

Во-первых, с первых же страниц доставляет ГГ. Который вполне злонамеренно :)) вызывает множество ассоциаций с автором книги. Вот читатель и начинает вводится во искушение :) "а насколько это про самого Минаева?". А автор, походу, забавляется намёками и полуправдой.

Во-вторых, сначала (в первой половине) ГГ дико раздражает. Собственно, там концентрат снобизма и презрения к миру. И рефреном: "...да я и сам говно не лучше, и жизнь у меня бездарная и бессмысленная". Юродствование такое: "Все сволочи, и я сволочь, но раз я это осознаю, то я всё же сволочь получше" :)). Что бы это "получше" ни означало :)))

Но дальше начинается самое забавное... Двойник ворует у ГГ его никчёмную жизнь. И вместо того, чтобы расслабиться и получать удовольствие, ГГ отчаянно пытается её вернуть :).

Мало того, вернуть эту "жизнь" ему помогает то, во что он в принципе не верит - настоящая дружба, искренняя любовь и т.п. Тут, правда, много неувязок :). Потому как ГГ ну ничем этих самых "настоящих" любви и дружбы не заслуживает. Ну да ладно... Офисному планктону нужна же сказка про всепрощение; про "полюбите нас грязненькими"...

Есть и ещё виток гипериронии. Это связь между ГГ и похитителем его личности. Похититель (при всей его чужеродности) оказывается неожиданно схож с ГГ. И нет ничего страшнее узнавания себя. Особенно в кривых зеркалах, которые по определению "не Я". Хотя вот это (моя любимая тема про доппельгангеров и зеркала) у автора явно недокручено :(. Чай, не Гофман...

...Ну и главный признак гипериронии: сюжет заканчивается ничем. Очистительной трансформации героя не происходит. Его жизнь просто возвращается на круги своя. Эх, суета сует :(