Больше рецензий

10 июня 2015 г. 08:31

3K

4

Ги Дебор делает следующий шаг за Марксом: признавая отчуждение трудящихся от продуктов их деятельности, он провозглашает — отчуждение само по себе также является продуктом продуктом системы производства! «Функция спектакля в обществе заключается в постоянном производстве отчуждения». Ну и, само собой — спектакль является капиталом, который превращается в образ самого себя.
Иногда, читая современных философов, у меня возникает ощущение, что они слегка похожи на шизофреников. В шизофреническом психозе сознание частенько рисует картины конца мира — будь то апокалипсис, пришествие мессии, или просто —на нас движется огромная планета, которая поглотит нас в своей меланхолии. Все в этом довольно логично — распадающееся сознание рисует нам концы света по той простой причине, что конец твоего собственного сознания и есть конец света для тебя. Так и у Ги Дебора — принцип дереализации работает у него на все сто процентов. « Мир, демонстрируемый спектаклем, существует и не существует одновременно». Мир — театр, и люди в нем — актеры, но современный спектакль — это не развлекаловка, место реальности занимает настоящее ЗРЕЛИЩЕ, и, вторя Бодрийяру, «Человек не говорит себе: я существую, я здесь, но: я видим, я — изображение, смотрите же, смотрите!».
Нарисованная Ги Дебором картина и впрямь трагична. Народ давно уже требует хлеба и зрелищ, а теперь мы являемся непосредственными участниками этого зрелища, но нам не хватает и мы хотим еще и еще. Все, что раньше переживалось нами непосредственно, здесь и сейчас — теперь отдаляется, отчуждается от нас, превращаясь в представление, и мы имеем зрелище вместо бытия.
Но Ги Дебор признает существование телесности, признает неотчуждаемость нашего тела от самих нас, уповая на ее настоящие нужды. Но я-то уже прочитала Нанси и знаю! Я сделала следующий шаг — а и телесность-то тоже от нас отчуждена. И что нам с этим делать?
Трудно переваривать такую информацию, но в итоге хочется одного — пойти и поступить как Буковски, купить себе бутылку виски и бороться с этим спектаклем вполне себе в его традициях. Или — податься в хиппи и жить вольной жизнью, уйти в отшельники в соответствии с архетипом аскетического человека Шубарта — мир — это хаос, поэтому я лучше пойду отсюда, созерцать метафизические сущности из подполья!