Больше рецензий

9 июня 2015 г. 13:00

2K

4

Два типа задач

Есть два типа рабочих задач — алгоритмические и эвристические.
Алгоритмические решаются с помощью четко определенной последовательности действий, которые дают предсказуемый результат. Закрутить гайку, выкопать яму, заправить машину на бензоколонке образца 1954 года. В западном мире человеку приходится выполнять все меньше алгоритмических задач, потому что их автоматизируют или отдают странам третьего мира.


У эвристических задач нет готового известного решения. Решая их, человек экспериментирует и изобретает. Дизайн, программирование, анализ, обслуживание клиента — эти вещи требуют творческого подхода и мастерства. Западная экономика все больше зависит от решения таких задач.

Старая мотивация 2.0

Мотивация 2.0 — мотивация индустриального общества, принцип кнута и пряника. Основывается на предположении, что человек ленив и не хочет работать, поэтому его нужно стимулировать. Хорошее поведение поощряют зарплатой и бонусами, плохое наказывают штрафами. И поощрение, и наказания приходят извне. Кнут и пряник: Продай 1000 коробок до конца месяца, и тебе будет бонус.
Говори с клиентом не более 5 минут. Если говоришь дольше, твой рейтинг производительности снижается.
Когда мотивацию 2.0 применяют к алгоритмическим задачам, получается отличный результат. Работник видит цель, понимает процесс и концентрирует все силы, чтобы как можно быстрее справиться. В эпоху индустриализации такая мотивация шла на ура.

Но когда мотивацию 2.0 применяют к эвристическим задачам, результат получается хуже. Человек циклится на цели и идет по самому очевидному пути. А эвристическая задача на то и эвристическая, что на очевидном пути решения нет. Человек замкнут на цели, не может взглянуть на задачу с другой стороны, тупит и выдает посредственный результат. Психологи проводили эксперименты с сороковых годов прошлого века, и так и эдак проверяли этот эффект, и всякий раз приходили к одному и тому же выводу: ДЕНЬГИ УГНЕТАЮТ ТВОРЧЕСТВО.

Поставьте программисту цель доделать программу до пятницы. Пообещайте премию, тысяч 300, а то и 500. В ночь перед дедлайном у него все сломается, он потеряет резервные копии кода, и программа, даже если увидит свет, будет вся из костылей, подпорок и корявых ходов, которыми программист затыкает дыры в сырой архитектуре. Спросите потом программиста, гордится ли он своей работой.

Увеличение зарплаты не делает сотрудника более творческим и мотивированным. Это все тот же сотрудник, только дороже. А если ему поставить план продаж, он еще и начнет бояться за свое место, из-за чего перестанет принимать смелые и правильные решения. Дополнительные деньги не сделают сотрудника ценнее. Ценнее он станет, когда загорится интересной задачей.

Новая мотивация 3.0

Это мотивация постиндустриального общества. Основывается на предположении, что человек сам по себе хочет работать и быть ценным, создавать что-то важное и становиться мастером своего дела. Мотивация 3.0 движет человеком изнутри и не приемлет жесткого внешнего контроля.
Человек с мотивацией 3.0 самозабвенно играет в компьютерные игры, ходит на уроки вокала или читает книги о психологии, требует отправить его на курсы повышения квалификации, выписывает книги с «Амазона», ночь напролет читает статьи в интернете, закапывается с головой в «Википедию», пишет код для собственного проекта. И при этом не думает о деньгах.
Мотивация 3.0 проявляется в тех вещах, которые человеку искренне важны. В этом он сам добивается мастерства, без внешнего контроля и финансовых стимулов.

Мотивация 3.0 в бизнесе

Зная все вышесказанное, будет странным нанимать людей, которые работают только из-за денег. Ничего выдающегося они не сделают в страхе потерять денежное место. И как только им предложат больше, они упорхнут к конкурентам. Нанимайте людей, у которых с вами общие цели. Нанимайте тех, кто хочет стать лучшим в мире. Нанимайте людей на ту работу, для которой им не нужна палка, и которую они готовы делать бесплатно. О деньгах всегда договоритесь.
То же для сотрудников: не идите на работу только ради денег. Понятно, что всем платить за квартиру и отдавать кредит. Но одно дело батрачить на ненавистной работе за мешок денег, и совсем другое — вдохновенно заниматься любимым делом и получать мешок чуть меньше.
Кстати, мешки денег появляются сами, когда вы достигаете мастерства. А мастерство приходит только в тех областях, которым вы готовы отдаваться всей душой, без денег и признания.
Ставить деньги во главу угла — это прошлый век.