Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июня 2015 г. 20:08

1K

Если когда-нибудь случится так, что вся власть в мире сосредоточится в моих руках, то моим первым решением будет организация интересного досуга для людей, временно лишенных свободы. Ибо смесь стесненных обстоятельств и идеологии порождает в иных умах самую свирепую блажь, в результате чего, один пишет "Mein Kampf", другой - "Что делать?", а что писал третий, так даже и подумать страшно.
Некоторые люди оправдывают дрянное повествование словами самого автора о том, что у него-де нет таланта. Дескать, нас предупредили. Но, помилуйте, это же самая обычная уловка. Юнец, написавший два стиха и желающий презентовать их известному поэту, наверняка, тоже отзывается о них пренебрежительно, дескать - плохи, так, проба пера, а сам думает: "Оцени. Оцени. Ну, пожалуйста". Но даже если такая оценка соответствует истинному мнению Чернышевского о собственном творчестве (что вряд ли), то она служит у него лишь поводом для гордости. Наш протеже утверждает что истинность его истории (это он про социалистические бредни) делает его роман (!) выше творчества талантливых писателей. А то, как он обращается с читающим - это отдельная история. Используя оригинальный приём - брать и болтать о своём посреди текста, он обращается к людям "нового типа" со старыми дырами (революционеры, социалисты, материалисты, онанисты (онанисты здесь обязательны, так как Чернышевский на примере брака Лопухова и ВП сказал, что новые люди баб не щупают)), а с остальными обращается как с дурачками и самым нахальным образом. Взять бы этого Чернышевского, да за такие слова года на три в Соловки!
Естественно, книга, - феноменальное графоманство, - вызывающе дурно написана, так как покорпеть над абзацами было некогда - нужно срочно донести свои утопические идеи до, простите за бессмысленное выражение, всего прогрессивного человечества.

Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того не хочу и не хочу. Что нужно мне будет, я не знаю; вы говорите: я молода, неопытна, со временем переменюсь, - ну, что ж, когда переменюсь, тогда и переменюсь, а теперь не хочу, не хочу, не хочу ничего, чего не хочу! А чего я хочу теперь, вы спрашиваете? - ну да, я этого не знаю. Хочу ли я любить мужчину? - Я не знаю, - ведь я вчера поутру, когда вставала, не знала, что мне захочется полюбить вас; за несколько часов до того, как полюбила вас, не знала, что полюблю, и не знала, как это я буду чувствовать, когда полюблю вас. Так теперь я не знаю, что я буду чувствовать, если я полюблю мужчину, я знаю только то, что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь! Я хочу делать только то, чего буду хотеть, и пусть другие делают так же; я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.

Эти зонтики шелковые, хорошие; они стоят по 5 руб. Всего расхода на дождевые зонтики - 25 руб., или у каждой швеи - по 1 руб. Ты видишь, что каждая из них пользуется хорошею вещью вместо дрянной и все-таки имеет вдвое меньше расхода на эту вещь. Так с множеством мелочей, которые вместе составляют большую важность. То же с квартирою, со столом. Например, этот обед, который я тебе описала, обошелся в 5 руб. 50 коп. или 5 руб. 75 коп., с хлебом (но без чаю и кофе). А за столом было 37 человек (не считая меня, гостьи, и Веры Павловны), правда, в том числе нескольких детей. 5 руб. 75 коп. на 37 человек это составляет менее 16 коп. на человека, менее 5 р. в месяц.

Идеи, конечно, чистая утопия. Даже "идеалистический социализм" Платонова кажется более реальным или живым по-сравнению с тем кукольным обществом, которое предлагает нам Чернышевский. Главное помните, что скоро мы все станем умными и добрыми. Так говорил Чернышевский. (Правда, говорил он это до мировых войн).
А теперь мне лень писать и я прекращаю.
p. s. Слово "миленький" встречается в тексте около ста раз - и это совсем не мило.

Комментарии


организация интересного досуга для людей, временно лишенных свободы

картинка Shishkodryomov

Слово "миленький" встречается в тексте около ста раз

сюсюканье считается признаком правильности мышления


Современным бонусом к классическому произведению Чернышевского несомненно можно считать эссе Солженицына "Как нам обустроить Россию" с текущими комментариями Президента РБ А. Лукашенко. (смайлик по усмотрению)


Хм, не увидеть недостатки этой книги, пожалуй, просто невозможно. Но постепенно мне стало видеться и хорошее. И пусть Чернышевскому и до Фаулза с его игрой с читателем, и до Алданова с его рассуждениями по теме посреди романа - как до неба, но не могу не оценить, что он хотя бы попытался и поиграть, и порассуждать, и посмеяться над теми шаблонами, которые кочуют из книги в книгу. Опять-таки до Толстого Чернышевскому еще больше как до неба, чем до Алданова с Фаулзом... вот только когда у Толстого маленькая Наташа Ростова танцует с Пьером, то проницательный читатель начинает понимать, что это не спроста. И Элен у него погибает ну очень вовремя, не более жизненно, чем у Майн Рида какого.

В общем, может, я и Проницательный Читатель, но хотя бы на критику в свой адрес не обижаюсь :-)


Объективно несколько людей разумных, живущих вместе, тратят меньше, чем несколько разумных эгоистов. живущих по отдельности.
Другое дело, что не каждый готов пустить другого в свой круг: различие моральных норм и необходимость в личном пространстве играют не последнюю роль.


покорпеть над абзацами было некогда - нужно срочно донести свои утопические идеи до, простите за бессмысленное выражение, всего прогрессивного человечества.

Роман был написан в тюрьме, и неудивительно, что некоторые абзацы не отточены и выглядят коряво.


Да, я знаю это, но если роман увидел свет, значит текст был вынесен за её пределы, и тогда можно было сколь угодно долго оттачивать, переписывать, компоновать. (Да и если в тюрьме нашлась возможность написать (в моём издании) 600 страниц, то без ущерба для текста можно было выделить 300 страниц на черновик, а в оставшиеся 300 можно было уместить всё, что хотелось сказать).


Чернышевский специально завернул свои мысли в детективно- авантюрный сюжет в первой половине романа, чтобы сбить с толку цензуру. Многословие ему в этом помогло. И ведь это сработало. Роман прошел цензуру и был напечатан в журнале(цензор прочитал первые главы и разрешил к печати) . Когда спохватились ( цензора уволили, а роман запретили), он уже разошелся по читателям и его запрещение, наоборот, вызвало небывалый ажиотаж. Журнал с запрещенным романом переписывали от руки передавали друг другу. Он стал как сейчас говорят "бестселлером своего времени".

P.S. Вот всегда так у нас. Хотят, что-то запретить, но делают это так неумно, что вместо этого "пиарят" неугодное произведение.


Как после выхода в свет романа «Что делать?», так еще чаще впоследствии, критики и читатели указывали на большие его недостатки: на то, что действующие лица в нем являются людьми без заблуждений и увлечений, без ошибок и страстей. Жизнь их идет удивительно гладко, ровно, без потрясений и драм, без испытаний и соблазнов, без тяжких страданий: с их уст никогда не срываются проклятия судьбе, их сердца не разрываются от боли и муки, их души не омрачаются ненавистью, злобою, завистью, отчаянием. Это какие-то особенно трезвенные люди, удивительно уравновешенные и счастливые. Другие наиболее крупным недостатком романа считали то, что действующие лица зачастую находятся в противоречии с жизненною правдою, что их отношения между собою грешат неестественностью, что тенденция сквозит почти во всех их разговорах, решениях, поступках, что, наконец, это произведение не роман в том смысле, как это принято понимать, а публицистический трактат, написанный на социально-общественную тему. Но еще чаще на этот роман сыпались обвинения за то, что он не отвечает художественным требованиям. В этих обвинениях хотя далеко не всё, но кое-что было справедливо, что же касается последнего, то нужно помнить, что шестидесятые годы были эпохою отмирания эстетики: современники искали в нем не художественных красот, а указаний на то, как должен действовать и мыслить «новый человек».

Как бы ни были велики его недостатки, но в нем, несомненно, было и чрезвычайно много достоинств, иначе он не вызвал бы в русском обществе такого живого, такого напряженного, такого продолжительного внимания к себе. Несмотря на все его недочеты, он навсегда останется наиболее важным историческим памятником, в котором ярко отразились идеи и стремления эпохи шестидесятых годов, этой кратковременной весны нашей юной общественности.

( Елизавета Водовозова. «Среди петербургской молодежи шестидесятых годов. 1863 год»)