Больше рецензий

DagmaraD

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июня 2015 г. 23:39

1K

4

Во все времена существовало множество предположений о личности Антихриста. Антихристом считали Карла Великого, Пророка Мухаммада (ﷺ), Наполеона, Мартин Лютер считал антихристом Папу Римского, а католическая церковь считала антихристом Мартина Лютера, XXвек подарил миру целый ряд претендентов: Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина. Но, пожалуй, никто не был так близок к антихристианству как Ф.Ницше.
Свое произведение автор начинает с того, что призывает своего читателя стать выше остального человечества, только возвысившись над ничтожным, проникшись презрением к нему, возможно стать гипербореем. Но я не была гипербореем, во мне было сильно " человеческое, слишком человеческое", слишком сильно… Призывая к честности по отношению к себе, к другим и даже за счет других, честным без всякой жалости, Ницше как будто не принимает во внимание, что наша правда - это не обязательно правда другого.
Было бы неверно сказать, что Ницше пишет красиво, в его манере много сумбурности, противоречий, нет выверенных фраз, но полно страсти и пафоса. Это во многом превращает его в привлекательного публициста, раздражение такая манера может вызвать легко, но скуку - вряд ли. Это делает его едва ли не самым читабельным представителем немецкой философии.
Должна признаться, поначалу у меня не получалось относиться к его пылу серьезно. Снисхождение?! Да, снисхождение – вот что я испытывала, будто слушала подростка-максималиста, но при этом ловила себя на мысли, что с удовольствием побеседовала бы с ним лично. Переменилось все, когда Ницше перешел к анализу личности Иисуса – на мой взгляд, очень интересной и тяжелой теме.

Можно было бы пожалеть, что вблизи этого интереснейшего из decadents не жил какой-нибудь Достоевский, т. е. кто-либо, кто сумел бы почувствовать захватывающее очарование подобного смешения возвышенного, больного и детского. (Фридрих Ницше)

Если бы мне сказали, что Истина вне Христа, я бы предпочел остаться со Христом, нежели с Истиной. (Федор Достоевский)

Я не заметила неприязни Ницше к образу Иисуса, о которой многие говорят. Да, он не признает в нем гения, он использует слово "идиот". Но без негативного оттенка. Так тот же Достоевский называет роман, главной мыслью которого было "изобразить положительно прекрасного человека". Христианский идеал, воплотившийся в Мышкине - характер идиотский в общепринятом и физиологическом смыслах.
Ницше утверждает, что "был только один христианин" в истории человечества, "и он умер на кресте". Я в это не верю, как и не считаю, что он был единственным. Христиане никогда не исчислялись миллиардами, их количество в силу неимоверной сложности этого пути весьма и весьма ограничено, но... сказано это красиво, хлестко и не так далеко от истины.
Неприязнь, просто осязаемая ненависть ощущается у Ницше к Павлу. Он облиняет его в бесстыдном, наглом извращении учения Христа и личности самого Учителя. Так "Антихрист" низводит не Бога - его философ для себя "убил" еще раньше - а служителей под ним. Очень большое внимание понятию "жреца". И с большинством мыслей автора на эту тему я согласна.
Что касается анализа характера Иисуса: каким же, по сути, буддистом сделал его Ницше! При этом он противопоставляет христианство и буддизм, относясь к последнему очень лояльно. Оно и не удивительно, атеисты вообще более благосклонны к таким, скорее, философским течениям, нежели религии как мы к ней привыкли (главным образом, монотеистической), это обосновано их созидательным характером, отсутствием категоричности и попыток централизации. Выше христианства ставит немец и мусульманство. Первому он отказывает в мужественности и говорит:

Если ислам презирает христианство, то он тысячу раз прав: предпосылка ислама - мужчины

Уйма идей с которыми я не согласна: он поносит своих предшественников, и эллинов, и с особой настойчивостью соотечественников - Шопэнгауэра и, что даже немного обидно, Канта, Лютера и Лейбница (сплошь те, кто мне всегда был симпатичен); он настаивает на слабовольности женщин, отказывает всем людям в равных правах, говорит о вреде сочувствия как силы противоречащей отбору,слишком ценит жажду власти - одно из моих нелюбимых качеств.
Ницше ругает других философов, но субъективизма в нем больше, чем в любом из них. Обвиняет многих религиозных деятелей в нигилизме и декаданстве, но а общепринятом смысле он сам является ярчайшим представителем этих явлений. Презирает неудачников, обездоленных, несвободных, тех, кто не может позволить себе жить в свое удовольствие, но по своему образу жизни сам - тот еще неудачник.
Нацисты брали на вооружение его идеи, но мне он не показался националистом, хотя факты на лицо - десятки антиеврейских высказываний, после чего он, впрочем, не погнушается сказать, что антисемитизму нет оправдания. Он прямо говорит об уничтожении слабых, но но хотел ли Ницше именно этого... Возможно,он хотел, чтобы все стали сильными?
Но мог ли философ верить, что это действительно возможно? Низводя Иисуса, он возводит в поклонение Сверхчеловека. Христианство мне всегда казалось нежизнеспособным, нереальным, как коммунизм, неизменно сталкиваешься с фактом, что человек не "таков". Но он и не таков, каким его хочет видеть Ницше. В конце концов, не является ли идея о стране гипербореев такой же утопичной, как Царство Божее на земле?

Комментарии


"Мне он не показался националистом, хотя факты на лицо", "Он прямо говорит об уничтожении слабых, но я все равно не уверена" - вот это интересный эффект: многие читают и не могут поверить, и начинают его выгораживать, сглаживать, приукрашивать. Так реагировало множество комментаторов, даже при жизни Ницше многие не могли поверить, что под "сверхчеловеком" подразумевается хищник-угнетатель, а не гений и герой. Сам Ницше смеялся над попытками пригладить его теорию: "Когда я шептал, что в сверхчеловеке надо видеть скорее Чезаре Борджиа, чем Парцифаля, то не верили своим ушам". То есть у гуманного читателя в голове стоит какой-то блок, мешающий понять всю беспощадную жестокость этого учения. А вот у владык и фашистов этого барьера в мозгах нет, и они читают именно то, что Ницше хочет сказать. На это он и рассчитывал: строил свое учение для самых жестоких.


Действительно, интересно) Во-первых, он противоречив, во-вторых, если воспринимать все буквально, он сам подлежит уничтожению.


Тут интересно вот что: по его теории невозможно, чтобы "все стали сильными", т.к. он считает, что любой сильный опирает свою силу на угнетение слабых, которые должны быть для этого "принижены до степени рабов и орудий". А если сильными станут все, то у них не будет кормовой базы в лице слабых, исчезнет пафос дистанции, исчезнет иерархия. Вот Макс Штирнер действительно звал каждого стать сильным и свободным, а Ницше обращается лишь к горстке, узкой элите, призывая ее усилиться за счет слабых.


Он элитарист. Я в какой-то степени тоже, но я не желаю человеческого неравенства, я его просто наблюдаю. Мне вообще-то очень симпатичны лозунги французской революции.
У Ницше же неравенство - обязательное условие, чтобы у кого-то вообще были права. Не у всех, разумеется. (Вот я сейчас говорю, и понимаю несостоятельность своих "возможно", "а вдруг"). По-моему убеждению желание утвердиться за счет других не имеет ничего общего с силой и свободой, в конце концов, угнетатель тоже зависит от своих рабов. Со Штинером не знакома.


Штирнер - анархо-индивидуалист, автор книги "Единственный и его собственность". Он призывал всякого быть собой, освободиться от уз, от давления принудительных общностей и предрассудков. Кажется, похоже на Ницше, но отсутствует элитаризм, культ "воли к власти".


В конце концов, не является ли идея о стране гипербореев такой же утопичной, как Царство Божее на земле?

- отличный вывод. Согласна с ним