Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

1 июня 2015 г. 22:35

2K

2

Русским писателям, похоже, стало не о чем писать, поэтому они пишут о всякой мелочной второстепенной суете, не имеющей никакого отношения к высоким смыслам литературы, а имеющей лишь отношение к их личным внутренним мало кому интересным переживаниям. При этом рамки, естественно, они себе ставят ого-го какие (смысл жизни, существование бога, всякое такое), но рамки процентов на восемьдесят остаются пустыми. Двадцать процентов – я, я, та девица в ресторане, немного природы, и снова я. Кажется, что «высокая», «нежанровая» литература застыла в 1991 на «…а вот ещё случай был» или «я вся такая во власти циклона, что колыхает тюль на занавеске», и никакого серьёзного рывка так и не произошло, и русская лит-ра в основе своей так и варится в собственном бульоне неудавшихся замыслов и скользких амбиций. Необходимые исключения из этого списка (давайте без имён, у каждого они будут свои): это когда автор берёт и насильно исключает себя, всё личное, любое своё присутствие (казалось бы – чего проще, ан нет), искореняет любой свой след и вздох из текста и плевать хотел на всякие ностальгические воспоминаньица, как в Алупке летом у Аньки сосок топорщился под кургузым платьишком. Ещё исключение – ладно, пусть будут имена – Шишкин, который во «Взятии Измаила» довольно глумливо довёл всю эту личностную тягомотину, всё это пережёвывание до логического предела и, кажется, предел этот перешагнул: вышел самый запоминающийся русский роман 2000-х.

То есть как-то так вышло, что литераторы, получившие с развалом СССР (ну или чуть раньше, кто теперь разберёт) полную свободу слова, неожиданно решили, что лучше всего массово писать ни о чём, чтобы их никто ни в чём не смог упрекнуть и заподозрить в неких пристрастиях или антипатиях. А те кто так не решил – стали со временем пороть какую-то уж совсем феерическую политоту и саркастическую ересь.

Вот я мечтаю, всей душой честно мечтаю о русском писателе уровня Фаулза или хотя бы Франзена, о множестве их (ну кто там, Терехов, Сенчин – что, сравнятся с Франзеном?) Но пока до такого недописались. И недочитались. Стране и Писателю нужно много времени, больше, чем 24 года. А пока книжные магазины закрывают, а в существующих проживает лишь жанровщина – попробуй сейчас найди в продаже «Суринам» Радзинского, вышедший в 2008 году тиражом 30 тыс. экземпляров. (Здесь можно позволить себе неловкую шутку, что весь этот тираж единовременно скупил Радзинский-отец, дабы угодить сыну, но мы слишком плохо посвящены в их взаимоотношения; Олег отсидел срок за антисоветскую пропаганду, после чего в 1987-м эмигрировал, поэтому шутить не будем) В книжном магазине просто нет выбора. Там даже уже Лимонова не осталось, максимум что могут впихнуть – какое-нибудь прилепалло из залежавшегося тиража.

Слава богу, русские литературные премии, в прошлом несколько местечковые и свояческие, стали выходить на новый информационный уровень, хоть как-то затрагивать живой народ, а не когорту застывших в янтаре критиков и литературных прикормышей: впервые в жизни я послушался премии чего-то там и приобрёл «Возвращение в Египет» Шарова – ну, посмотрим, может и прокатит под шумок. Премии должны наводить шорох, впихивать читателю книгу наобум, чтобы у него заранее слюна капала и заусенцы неровно облезали, они должны вести пропаганду МНОГИХ, а не одного победителя, от которого через три года могут остаться рога и ноги: где незабвенная Ирина Денежкина с «Дай мне-2», «Дай мне ещё» и Дай мне снова»? Где Сергей Коровин, автор самого интригующего проекта Лимбус-пресса «Прощание с телом»? Где дитя суровых балтийских волн филолог Аствацатуров? Ах да, у него на днях выходит что-то новое, очередной сборник баек (есть у кого «Скунскамера»? дайте погонять)

…О чём это я? Так вот, Олег Радзинский вроде как решил объединить всерусскую болезненную упадочническую традицию богоискательства и смысловую западную литературу 20 века, за пример и точку отсчёта взяв «Волхва» Фаулза. А вышло опять перемывание тюремных воспоминаний, личные эротические грёзы, парочка сцен про «он ударил её палкой, а у ней из головы хрустнуло и стало видно, что там внутри» для того чтобы читатель не заснул над эзотерическими выкладками и подумал «о, беспричинная жестокость! возможно автор имеет мне что-то сказать за неё». Вышел роман, написанный про себя и для себя, не для нас. Мы слишком не-Радзинские, чтобы даже пытаться понять, что он там хотел сказать всем этим. Местами похоже на Эдварда Уитмора, местами на Непутёвые заметки с Дмитрием Крыловым.

Вот поэтому мне хочется ментально вернуться в 70-80-е годы, во время, когда русская литература ещё не стала прибежищем и перемалыванием личных проблем, убеждений, демонстрированием смекалки и житейской мудрости. Когда литература была направлена наружу к читателю, а не закапывалась внутрь - дескать, как хотите, так и понимайте. Поэтому мне в сто раз интереснее открывать для себя Рида Грачёва, Коваля, Аксёнова, Трифонова, Казакова, Гладилина, Обухову. Почему они писали Для Всех, а сейчас мне впихивают отдающие пошлостью эгоистические рассказы или откровенную заказную сериальщину?

Но всё-таки я объявляю июнь-2015 русским сезоном и буду читать только давно скупленных наугад неизвестных современных русских авторов. Буду искать в них признаки былого величия русского слова и настоящей невымученной красоты языка. Только думается, что будет это сродни доению изнурённых жаб. А когда всё это русское слово уже польётся из ушей, возьму жестокое кровавое dark fantasy и забудусь в диком шейке смертей и заговоров

1 2

Комментарии


Но всё-таки я объявляю июнь-2015 русским сезоном и буду читать только давно скупленных наугад неизвестных современных русских авторов.

Я вот взялась Маканина читать и никак не пойму даже, нравится мне это или нет.


Дай с первого взгляда на биографию угадаю: непроходимая политота?


А вот и нет, пока идет рефлексия "хрупкий внутренний мир автора". Впрочем, я на первой повести застряла.


Ох, знакомый диагноз.


А вы на какой повести застряли? Мне у него понравились "Андеграунд" и "Стол, покрытый сукном и с графином посередине", но больше ничего не решаюсь, потому что не хочу я читать про Чечню и еще про что-то там из современной политической ситуации.


Быков, когда фантазировал на тему того, как русские современные написали бы коллективный роман, чётко его припечатал:

Но сам эксперимент и ныне представляется забавным: а что если бы собрать нынешних да и задать им написать роман? Завязку, естественно, попросить у Пелевина. Петрушевская наделит всех героев геморроем, колитом и беременными пятнадцатилетними дочерьми с огромными глазами и пересохшими губами. Сорокин пустит половину героев под нож, а других заставит сожрать получившийся фарш. Лимонов придумал бы нам классную девочку-сучку с винтовкой и лимонкой, Алексей Иванов перенес бы действие в Пермь и густо разбавил местной лексикой, Захар Прилепин отправил бы героев на баррикады, Денис Гуцко подпустил бы мыслящего охранника, Роман Сенчин ввел бы озлобленного на рутину жизни мелкого коммерсанта с подпольными комплексами, Владимир Маканин (если бы уговорили) ввел бы в действие лаз, одним концом упирающийся в спальный район, а другим — в Чечню; Вячеслав Рыбаков подвел бы под все это дело социологическую базу, Сергей Лукьяненко убрал бы оставшихся положительных героев с помощью вампиров, а отрицательных — с помощью дозоров, Александр Кабаков отправил бы героев в политкорректное будущее, а Токарева в конце всех их переженила бы к общему удовольствию.

А Быков естественным образом замкнул бы круг, написав на это все эпиграмму экспромтом


А я смотрю, у тебя пока "русский сезон" не очень задался. Сразу три "-ских" пролёта: Радзинский, Иличевский, Бавильский. Нужны БОЛЕЕ русские фамилии!


АЗАЗАЗААЗЗАЗЗЗ


Да, я помню этот замечательный отрывок, хотя для меня это все пока еще чисто теоретическое веселье, я современных русских очень мало читала )))


Кто же "Употреблено" прочитает тогда !?)

С третьего раза я врубился в фишку Ожога. Осилю


Вот именно после Ожога и захотелось месяцок подышать русскими буквами, не переводными. Кроненберг подождёт


С третьего раза я врубился в фишку Ожога.

А я вот пока нет. С третьего захода? С третьего прочтения?
Но я пока в самом начале, первый заход, первое прочтение.


Скорее третий подход. Мы с Гровердом сначала по 50 страниц осилили (как раз там где идёт распятерение героя), потом перерыв, потом ещё соточку и снова перерыв. Читается тяжко, но эффект достигается что надо


А мне сначала так легко пошло, а потом медленнее, медленнее, чувствую, что я не врубаюсь. Не бросаю, внимаю, выжидаю.


Всё как на охоте. На Снарка


Только сейчас заметил, что меня спрашивают. Извините
Да, с третьего прочтения. Два предыдущих раза я бросал.
Структура романа, судя по тому, что я прочитал (а это все еще меньше половины) - матрица.
Что я вкладываю в 'матрицу' - спойлерить не буду, но вот мой совет - записывайте героев на листок и ведите конспект. Стоило мне начать это делать и то, что раньше казалось бредом и непонятностью, заиграло красками, смыслом и сейчас меня уже не оторвать от ОЖОГа и он правда очень похож по крутости на Радугу тяготения.
Впрочем, если с Радугой Вы знакомы, то проблем возникнуть не должно


Короче вот где я сейчас (по правому колёсику)
картинка Groverd


Как, только ИЮНЬ? Ты же обещал "русское лето" и "выдержать книжек пятнадцать"? Или ты понадеялся, что я снова всё забуду?


Я рад, что тебя настолько волнуют судьбы русской литературы


"Для Всех" как-то скучно звучит) Как минимум значит, что это трансляция универсального пережитого уже всеми опыта, замешанная на одних и тех же массовых лекалах и стереотипах по одним и тем же шаблонам. Лично для меня такое мешается в один однообразный мейстримный поток и долго я такого не выдерживаю, сразу появляются мысли бросить читать в принципе:)

P.S. Кстати, из русского порекомендовал бы "Музей имени Данте" Шульпякова. В ЖЖ-литклубе на удивление положительно отозвались люди с разными художественно-эстетическими вкусами)


Ну в основной своей массе конечно же 70-80-е были наполнены именно шаблонной прозой, никто не спорит, но вот всё же мы видим, что несколько имён оттуда звучат и по сей день - они свежи, остры и полемичны, и ничего общего с потугами современников на мимолётный успех не имеют. Иличевского, нашего современника, уже никто не читает кроме кучки критиков - а он очень нешаблонен.
(Интересно, что сейчас происходит в стане 40-50-летних читающих, которые не вываливают всю свою рефлексию в интернеты)
Шульпякова посмотрю, спасибо


Ну в основной своей массе конечно же 70-80-е были наполнены именно шаблонной прозой, никто не спорит, но вот всё же мы видим, что несколько имён оттуда звучат и по сей день - они свежи, остры и полемичны, и ничего общего с потугами современников на мимолётный успех не имеют.


Собственно тоже будет и с нашими современниками. Из мейнстрима останутся несколько наиболее интересных имён


Я даже уже знаю кто!


ушёл читать Бальзака и Золя


предатель!


ценитель


Русским писателям, похоже, стало не о чем писать, поэтому они пишут о всякой мелочной второстепенной суете...

описание "мелочной второстепенной суеты" - это, по большому счёту, и есть первостепенная задача ЛИТЕРАТУРЫ, ибо из "мелочной второстепенной суеты" состоит вся наша жизнь, а ЛИТЕРАТУРА, с моей точки зрения, является художественным отражением жизни

упомянутый вами Трифонов (замечательный советский писатель), в своё время, был нещадно обруган критиками (да и читателями тоже) за так называемое бытописательство (простенькое, поверхностное, скучное)

Юрий Казаков (я считаю его гениальным писателем) не обладал фаулзовским размахом, он писал небольшие рассказы и повести о простых советских людях, об их радостях и горестях, и про себя, конечно же, тоже писал, и про девицу в ресторане, и про природу, и снова про себя (исключить автора из текста невозможно, он всегда будет присутствовать (в большей или меньшей степени))

Василий Палыч Аксёнов (один из лучших советских писателей) никогда не плевал на свои "ностальгические воспоминаньица", поэтому и смог описать свою магаданскую юность в автобиографическом романе "Ожог"

теперь о современной русской литературе. для одних чтение Сенчина, Терехова, Прилепина, Иличевского, Шарова, Славниковой, сравнимо с доением изнурённых жаб, для других, с чем- то другим, и неважно с чем, ибо это вопрос вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят.
бесспорно одно - современная русская литература существует (и пациент скорее жив, чем мёртв), а значит, вашим мечтам суждено сбыться, и у нас таки появятся русские Фаулзы и Франзены. только вот я искренне не понимаю - зафига они нам?


"автобиографический роман "Ожог" это конечно смешно


а почему нет?..
что вас рассмешило?


А что же вы Павла Крусанова пропустили?


Видимо, в канву не укладывается.
Подозреваю, не его одного.
Мне, например, на ум сразу Рубина пришла.


Рубина это какая-то женская проза, я боюсь их


Кого боитесь? Женщин?
Тогда надо тем более читать женскую прозу! - противника надо знать в лицо! :)


Сто лет назад Крусанова читал, тягомотина маго-реалистическая


"Маго-реалистическая" реальность - это родовое свойство постмодернизма. )
А Крусанова, все-таки, рекомендую перечитать. Лучше всего, "Бом-бом".
Такого богатого русского языка давно уже не встречал в современной литературе.


Сейчас в букинисте ещё зацепился глазом за Иржи Грошека - это псевдоним питерского автора, вспомнил, что прочитал только первый роман из его трилогии. Он примерно одинаково с Укусом ангела в 2000-2001 выпустил Лёгкий завтрак в тени некрополя, на одной волне были


Спасибо за наводку. Надо будет глянуть.


из ваших рецензий и комментов к ним я узнала, что вы серьёзно занимаетесь литературой (пишете рассказы). я дико извиняюсь, мне правда неловко, но я тут накропала историю из личной жизни, и мне бы очень хотелось узнать ваше мнение, как человека пишущего, можно ли назвать мою историю профессиональным рассказом? для меня это очень важно. заранее спасибо))


вот это поворот


"Поворот..." у Генри Джеймса, а у меня "Рябчики с ананасами" )
вы так и не ответили, как по-вашему, можно мою историю назвать профессиональным рассказом, или нет?


из ваших рецензий и комментов к ним я узнала, что вы серьёзно занимаетесь алкоголизмом (пьёте спиртное). я дико извиняюсь, мне правда неловко, но я тут с утра сижу за столиком вся такая одна и красивая, и мне бы очень хотелось обратиться к вам, как к человеку пьющему, можете ли вы принести мне пару бутылок крепенького? для меня это очень важно. заранее спасибо))


можете ли вы принести мне пару бутылок крепенького?

у меня есть, как раз пара, и именно что крепенького! хотите?


Мне нужен профессионал.


Настоящий.


мне вот тоже нужен НАСТОЯЩИЙ, профессиональный... взгляд )
у вас большой читательский опыт. вы можно сказать читатель - профессионал.
скажите пожалуйста, как вам моя история? её можно назвать профессиональным рассказом?


Вот вернётся в комментарии 951033, а вы ему изменили с чужим мнением, ну как же так? Не могу с ним так поступить, не буду поперёк батьки в пекло лезть.


951033 - Homo scriptoris, а вы - Homo Legens. ваши мнения одинаково важны для меня.
и всё же ответьте


No~o~o~o~o~o!
картинка TibetanFox


жаль. очень жаль


да вы вся во власти циклона!


Увидев знакомую обложку, я подумала, что не худо бы узнать, хороша ли книга, а то она у меня сто лет в каких-то списках пылится, прочитать не решаюсь. Долго же мне пришлось добираться до мнения собственно о книге))) Но не могу сказать, что я об этом жалею, потому что прочитала интересный текст про современную русскую литературу. А что до "Суринама" мой и без того слабый энутзиазм в отношении этой книги был зарезан на корню. Что тоже неплохой результат - не надо замусоривать мозги.))


Перечитайте лучше Волхва, с годами он только хорошеет


А как насчёт Арабова? Я всё собираюсь.


Цырк с загадочными убийствами... Не знаююю


А вот и посмотрим.


Месяц Аркашон вот ещё вспомнил, лёгкий такой отпускной романчик без претензий


Совсем лёгкий типа Донцовой? Страшновато как-то.


Да не, ну такой.. про мужика на отдыхе у моря


Ну ладно, возьму под твою ответственность.

1 2