Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2015 г. 22:28

4K

3

Я однажды проснусь,
А вокруг мир другой,
Светел, чист,
Бесконечно прекрасен.
А на троне высоком -
Царица любовь,
А на меньшее я не согласен.


Не знаю кого изобразили на обложке этого издания. Мне кажется - меня. Читала я ЭТО две недели и делала руками так, как этот человек на картинке. Иногда даже двумя руками за голову хваталась.

Подросток? Черта с два! Никакой это не подросток. Это дядя-переросток. Ни разу не добряк, причем. Если подросток не добряк, да простится ему! Гормоны все-таки. Но здесь не гормоны. Здесь недобрая суть. Герой наш очень не глупый, но весь израненный и в страстях. Всех он приводит к знаменателю непонятного идеала. Которому сам не соответствует.

Что будет если человеку не хватило любви и внимания в детстве? Обидится. На весь белый свет. Всех будет мучить и изводить. Потому что тогда били, тогда не оценили, тогда оставили… И чем же он лучше своих «мучителей»? Ничем. Еще хуже. Это если не простит. Но вот незадача. Здесь столько всего сказано про христианскую веру, про прощение. Но как-то мимо. Прощение с верой само по себе, жизнь сама по себе. Иногда, конечно, автор добавлял пубертатных выходок своему герою для пущего соответствия образу незрелого человека, но кто из нас без выходок?

Но здесь как-то много про выходки. К подростковому возрасту имеющих слабое отношение.

Первое. Деньги. Ставлю их на первое место. Это зловонный дурман. Рубли, зажатые немытыми руками, пачки ассигнаций разлетающиеся вихрем у картежного стола или рулетки, многотысячные наследства, спускаемые за месяц, десятирублевки снисходительно швыряемые девицам за их невинность. И только жалование, полагающееся за службу - презренные деньги. Я, например, никак не могу жить без лишних денег. Мне лишние гораздо важнее, чем необходимые.Интриги, тяжбы, заговоры. Все исключительно ради них. Есть деньги - все остальное презренно и пусто, всего лишь пошлые декорации.

Второе. Мужчины, женщины и «любовь». У мужчин главное - деньги. Если у женщины тоже - она не женщина, а дьяволица, говорить о ней незачем, и так все понятно. Женщина должна быть смиренной и жалкой. Со святостью вместо убеждений. Чтоб другую щеку… Лучше чтоб необразованной. Из народа. Только тогда она способна вызвать желание ее приласкать. В темном чулане. «Любовь» по Достоевскому это похоть. Постыдная, даже не животная. Это акт унижения. Где один унижает, а другой унижается. А если один не позволит другому впасть в это унижение - о-о-о, убить, погубить, изничтожить!

Третье. Спекуляции чужой корреспонденцией. Можно заполучить чужое, неосторожное письмо и почувствовать себя полноценным человеком с ресурсами. Что стоят дороже денег. И это такая истина, которая даже не оспаривается и не подвергается сомнению! Ну что из себя представлял бы «Подросток» без чужого письма зашитого в сюртуке? Ничего… А здесь - столько внимания. И вроде бы - так и надо. Не надо было писем опасных писать! «Подросток» в своем праве. И он высокого о себе мнения в связи с этим. Еще бы - с чужим секретом он чувствует собственную значимость.

Четвертое. Идея. Русскому человеку вредны идеи, вредны цели. Потому, что жить с идеями скучно, а без идей всегда весело. Они его губят, заставляют быть неразборчивыми в средствах по их достижению. А уж про то, что снижают качество жизни - и говорить не приходится. С целью или идеей в карты состояние одним махом не проиграешь. На похоть в чулане не отвлечешься. Разве что одно удовольствие можно себе позволить - богатеть знаниями о чужих секретах и по мелочи шантажировать. Не ради денег, а так… Ради идеи.

Пятое. Отцы и дети. Брошенные дети, кутящие отцы. Отец - представитель Бога на Земле. К нему все претензии. Может и справедливо, кто знает… А может и нет. Но отчего же и отец и сын пылают похотью к одной и той же женщине? Отчего же за пощечину отцу так больно сыну? Отчего отцу так приятна пощечина? Причем из книги в книгу!

Пожалуй, буду я обходить стороной мир Достоевского. Блажен, кто имеет идеал красоты, хотя бы даже ошибочный!. Лучше буду ошибаться.

Комментарии


А мне понравилось, но я уже давно читала, может просто не то время для книги?


Ну, пишет он хлестко, не откажешь ему в этом. Но о чем пишет... Что проповедует?


Иногда история это просто история, а не какой-то скрытый смысл, как сегодня я писала о том, что есть специальные книги по воспитанию детей и специальные трактаты, а художка это всё равно лишь около темы и иногда своя параллельная история.


Достоевский все-таки. Претензия на понимание мироустройства.


Каждый пытается понять мир по-своему и для каждого его мир - правильный, только в итоге можно сказать, удалось достойно прожить или нет. К тому же, как говорится в мире полно таких героев, как в книге, это может вызывать недоумение, но что делать, живут такие.


Это да. Но я лучше в сторонке постою. при своих интересах)


Тоже можно)


То, как ты пишешь=понимаешь и - "в сторонке постоять"? Это что - прикол такой? Не устоять, Наташ, не устоять. Имхо.
"Из книги в книгу" - если бы так! Изо дня в день - и до последнего часа. Ну, по крайней мере, у Достоевского так, как я понимаю его. И потом: о ком пишет тот, кто написал "Карамазовых" или "Одиночество в сети" или, ну, там "Дозор" какой-нибудь? Да, конечно, о себе! А по-другому - разве бывает по-другому?


Наверное, не бывает, ты прав. Но мне как-то дурно от совокупности всего этого. Ни одного противовеса, ни одного Алеши, ни одного Мышкина... Слишком много.
А что по силам конкретному человеку? Идея не устоять. Или устоять. В смысле - в свою жизнь эти чужие "идеи" не впустить. Ну, ты понял)


> Ни одного противовеса, ни одного Алеши, ни одного Мышкина...

А Макар?


У меня нет памяти на имена. Это законный муж матери гг? Странник?
Он над сюжетом. У него нет связей ни с одним персонажем. Он там как хоругвь. Святой русский дух, выбивающий жалость. По-моему, ни одного слова им не сказано за все описание.
Молчаливый укор грехам. Пример смирения, неприкаянной жизни. Какое действие он несёт? Одно бездействие.


Рецекнзию пока пробежала по диагонали, потому что в ближайшее время собираюсь читать роман, будет мне еще один "пинок".


О-о, здорово было бы обсудить!


Клянусь уголовным кодексом, что прочитаю.) Это у меня единственный непрочитанный роман ФМ остался.


Смеюсь(про УК)! Какое совпадение - и у меня был последний!)


Ну а чем еще юристу поклясться?)
С Достоевским у меня всё сложно, сколько ни читаю, никак не могу поверить в его мир. За «Подростка» бралась подростком (не таким, как ГГ, лет в 14-15) , не пошел, хотя, например, «Идиота» и «ПиН» тогда «запоем» прочитала. Может быть, сейчас другое восприятие будет.


Тоже самое! Никакой он не подросток, имхо. Хотя бы потому что тот ничему не удивляется, "играет" как там и был. В своем темном беспросветном мире. Пожалеть его только.
ФМ собственной персоной. В конце романа что-то вроде его приписки, письма к ГГ. Смысл которой - ай-яй, как-то все не очень, но как-то так, ничего не поделаешь...


Поскольку начинала читать сто лет назад, могу сейчас что-то напутать, но у меня от ГГ осталось впечатление большого «Не верю», парадоксальным образом сложившегося из мелких «верю». Я верю в то, что можно чувствовать обиду и злость на отца, на мать, на мир, но не верю, что человек может до такой степени быть во власти одной идеи (с учетом того, что он не сумасшедший в клиническом понимании), особенно в юности, когда играют гормоны и настроение меняется постоянно. Да, можно «натворить дел» в приступе злости, но потом ведь все равно заметишь, что солнце светит и девушки красивые по улице ходят… А герои ФМ часто такие – уж если поселилась идея в голове, то Одна и Великая.)


"но у меня от ГГ осталось впечатление большого «Не верю», парадоксальным образом сложившегося из мелких «верю». "

Интересное наблюдение. Я бы сформулировала "я хочу верить, скажите уже наконец правду". Так они там все с неврозом. И ГГ с припадком был и чуть ли не каждый герой со своей клиникой.
Да, уже если поселилась, то к ней все равно не пришел ни один, может потому что странно как-то ей следовал/не следовал. Только болел идеей, во! И не более. )


Я их тех, кто в "правду" не верит, так что... )
А в мир ФМ еще слабо верится, что у него обычно персонажи через одного (если не больше) больны какой-нибудь идеей, чаще всего глобального характера, ничто мелкое и применимое к обыкновенному обывательскому счастью их не привлекает.)


Привлекает. Но они не хотят идее изменять. Запретный плод сладок - отсюда и страсть к необычному типажу женщин, и деньги эти пресловутые. Все как-то извращенно, воровато или с надрывом. Тот же ГГ наш, Подросток который, пылал таки огнем, а он там самый идейный.
Вот лучше в такой мир не верить! Хотя, герои такие встречаются в жизни.


Нет.) В жизни всё попроще. Даже извращенцы (будем называть вещи своими именами).


Кстати, я поняла - "Записки из подполья" шифры ко всем его произведениям. Это круче биографии.


Да-да, и «Дневник писателя» еще.


Подросток? Черта с два! Никакой это не подросток.(с)

Да и "Идиот" его совсем не про идиота, это мы, надеюсь, помним?
Странный буквализм, это же Достоевский. Вы как будто добрую половину содержания пропустили.

И "подросток" здесь, естественно, не к подростковому возрасту относится, это вообще вне возраста, а к незрелости души, которая в попытке в мир вписаться да его понять (с оглядкой на доступные ему ориентиры) много чего может сотворить. Такие подростки и в пенсионерах ходить могут, и точно так же раскладывать все по полочкам, при этом совсем не улавливая сути, зато сколько эмоций и праведного " не верю".


Спасибо за интересную обратную связь.

Ок. К незрелости души. Тогда к перезрелости, скорее. Незрелые могут и в подростках, и в пенсионерах. А вот перезрелые в подростках - вряд ли.


Четвертое. Идея. Русскому человеку вредны идеи, вредны цели. Потому, что жить с идеями скучно, а без идей всегда весело. Они его губят, заставляют быть неразборчивыми в средствах по их достижению.

Бля, да что вы курите, чтобы такое написать?


Ничего особенного.
Не могли бы вы конкретнее написать, что именно в написанном вызвало вашу недоуменную реакцию? Что вредны? Что губят? Или что заставляют быть неразборчивыми?


Если временно оставить за скобками роман Подросток (единственный крупный роман Достоевского, который я пока не читал) и несколько излишнюю эмоциональность Карпова261, то можно сказать, что по идее прав он. Неразборчивы в средствах как раз те, кто напрочь не имеют идей. Если идейный человек (по-настоящему идейный, а не показушиничающий) неразборчив в средствах - это значит, что он оскорбляет свою идею, а если он оскорбляет свою идею - значит, что он психически или метафизически болен, ибо то, что свято, здоровый человек оскорблять не будет. Тому же, у кого идей нет, разбираться в средствах вообще резона нет, у него нет идей, у него есть интересы. Интересы же не подразумевают понятия святости, они подразумевают лишь целесообразность. Если нечто для безыдейного выгодно, целесообразно - исполнит без всяких угрызений. Иначе с идейным. Главное, чтобы идейный был психически и метафизически здоров.
Надеюсь, я понятно выразил мысль?


Понятно, спасибо. Интересно было бы обсудить с вами "Подростка". Если прочтете - дайте знать, пожалуйста.


Буду иметь в виду Ваше приглашение к обсуждению. Скорее всего, к ''Подростку'' и творчеству Достоевского вернусь не раньше лета следующего года. Нахлынуло крайне много дел. В плане литературы сейчас для меня наибольший интерес представляют екатерининские и наполеоновские времена, а значит, не за горами возвращение к ''Войне и миру'' Толстого. Со школы не возвращался. Пора.


Наконец-то и я этот роман прочитала, продиралась как сквозь дебри бразильского сериала, если честно.)
Зато теперь более четко могу выразить, почему же мироощущение Достоевского мне не близко в целом. Долго не могла понять вот этого противопоставления "Толстой или Достоевский", теперь знаю. что "моё" - таки Толстой.


Почему? (Если не секрет, конечно)


В мире Достоевского для меня слишком мало реальности такой, как я её воспринимаю, все эти безумные герои с вихрями неупорядоченных эмоций создают атмосферу сумасшедшего дома, при этом для Достоевского - это именно норма, а не выход за рамки. Реальность Толстого более гармонична, даже если она мне и на 100% близка.


Я тут прочитала, точнее часто читаю сборник эссе, статей Д. Очень старая книга-подборка. Помимо статей письма еще, даже какие-то перебранки с товарищами.
Какой он мелочный и не побоюсь сказать истеричный! Он просто один в один его Подросток. Да, для него норма эти его неуютности и метания. Настолько, что он убедителен.
А вы читали у Мердок Море-море? Это подражание именно "Подростку" ее кумира ФМ)


А я после "Подростка" была в таком недоуменяи, что прочитала "Проблемы поэтики Достоевского" М. Бахтина, очень многое в голове проянилось. Если верить Бахтину, то Достоевский - продолжатель традиций мениппеи, всё это "сумасшествие" и карнавальность - это способ выразить именно то, что хотел выразить автор. И как бы у Д. не надо искать психологического реализма (который я, надо сказать, искала :) ). Я сейчас пытаюсь смириться с нем, что это просто "не мой автор", ну или, по крайней мере, пока не мой.

Если бы метался только подросок Аркадий (или пара-тройка персонажей, ладно), то я бы могла поверить в этот мир, но когда буквально каждый персонаж каждый день испытывает "мильон терзаний" и ни один не способен на последовательное, разумное поведение, то ... Ну, и главное - по Д. "хороший" человек - обязательно "идейный", такие люди, несмотря на свои недостатки противпоставляются миру "безыдейных" обывателей, которые плохи уже тем, что безыдейны и не думают ни о чем, кроме своего личного счастья и/или выгоды. А я как раз на стороне обывателей.)

"Море, море" читала и люблю. ) Наверное, все дело в том, что сама Мердок была совсем другим человеком, чем ФМ, потому даже и подражания получаются не особенно похожими. ФМ свернул с дороги экзистенциализма, а Айрис - нет. )


А кто еще был в рядах мениппеи?
Карнавальность. Да, мрачная и злая карнавальность. Но у него ведь не всегда до нее доходит. Именно до истерики. "Подросток" самая истеричная вещь у него. Карнавал только в "Подростке", как будто накипело у всех, героев и автора.
Реализм там есть (мое мнение), только преувеличенный. Для тех людей, идейных. Страдающих.
Я вот не соглашусь, что Д. эмоциональный, в смысле развитости. У него с этим проблемы. С выходом эмоций. Как и у определенного типажа его героев.
Еще момент. Там ведь повествование от лица Аркадия. Если поделить на два, и посмотреть не с его точки зрения, а хоть как-то отстраненно на происходящее, то разумных там больше, чем ему кажется. Один папенька чего стоит! Терзания терзаниями, но и здравый смысл есть. Женские образы.
А насчет идей, так ведь время обязывало. Его отличительная черта. Кого не возьми читать из представителей того времени - все через призму наличия идей. И у Д. эта тема больная и личная. И наверное, преувеличенная. Вопщем, он мастер преувеличения.
Насчет мой/не мой автор. Не знаю. Мне кажется, все зависит от произведения. От нашего состояния души. Насколько мы здоровы душой сами на момент чтения. Он своего рода лакмусовая бумажка.


Мениппея - это сочетание трагизма и смеха, так что кого там только не было, начиная с античности до 20-го века: Апулей, Петроний, Свифт, Рабле, элементы мениппеи Бахтин находит у Манна и Булгакова.

Для мениппеи очень характерны сцены скандалов, эксцентричного поведения, неуместных речей и выступлений, то есть всяческие нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого. Эти скандалы по своей художественной структуре резко отличны от эпических событий и трагических катастроф. Существенно отличаются они и от комедийных потасовок и разоблачений. Можно сказать, что в мениппее появляются новые художественные категории скандального и эксцентрического, совершенно чуждые классическому эпосу и драматическим жанрам


Реализм, конечно есть, есть и правда характеров, правда страстей, просто у ФМ - не реалистические романы в целом, он концентрируется на брожении идей в головах и бурлении страстей в душах, а обычная жизнь остается за кадром.

Если поделить на два, и посмотреть не с его точки зрения, а хоть как-то отстраненно на происходящее, то разумных там больше, чем ему кажется.


Думаю, что "разумные" - неинтересны прежде всего самому ФМ, как раз в "Подростке" есть немало уничижительных высказываний по отношению к людям, которые живут не идеями, а приземленными интересами. На мой взгляд, к примеру, разумный и адекватный персонаж - старший сын Версилова : служит, не игрок, не мот, помогает сестре, если требуется и пр., но с т.з. ФМ это персонаж "пустой", о чем он и говорит в эпилоге.

Мне кажется, все зависит от произведения. От нашего состояния души.


Теоретически я с этим согласна, а на практике читала у ФМ очень многое, начиная лет с 14-15 до 35, и всё время ощущение, что "не мой". Хотя читать не перестаю.)


Айрис - не ханжа в половых вопросах. Д.- невероятный ханжа. И в силу времени, и в силу личных каких-то моментов.
Именно поэтому подражание не сильно угадывается, все-таки герой Моря раскрепощен. Хоть и выставляет себя сдержанным.


Толстой, как мне кажется, не так все пропускает через себя. Он рассказывает, от себя, конечно. Но Достоевский пересказывает, пропустив через собственное восприятие.


Может быть. Пока мне кажется, что Толстой, будучи несколько менее эмоциональным, более сильный аналитик, он отлично умеет наблюдать, раскладывать на элементы, сопоставлять и пр., а ФМ будто бы хочет все бросить в пожарище бурных эмоций, а потом доставать обгорелые головешки.


Толстой эмоционален. Просто здоровее. (Позднее творчество не в счет, там тоже головешки)


Вот! Век живи, век учись. Спасибо за открытие)
Гоголя еще можно отнести туда. Но ярче всего Булгаков. Трагично и отчаянно, что ничего не остается как обреченно посмеяться. Чето Д. не из этого направления, имхо. В селе Степанчикова разве что. Рассказы еще. Где смеяться-то в Подростке? У меня в висках стучало от ужаса. Несмешной злой гротеск.
Да-да! Разумные это так скучно! У него либо идиоты либо игроки.
Мне на всех стадиях знакомства с автором нравятся романы с перевесом в сторону любования идиотами.


Это не я, это Бахтин, и надо учитывать, что его т.з. про мениппею и Д. весьма спорная, есть и другие точки зрения литературоведов, насколько я поняла. Но у меня как раз всё в голове уложилось. "Село Степанчиково...", кстати, Бахтин подробно разбирает.
Но, ИМХО, и "Подросток" - смешной, несмотря на трагизм, все эти вечные выяснения отношений, подслушивания, опасные письма, шантаж, - сюжет-то как у авантюрного романа какого-то, смешанного с дурным водевилем.


Мне смешно не было. Ни разу)


Вы просто добрее меня.)


"не подросток. Это дядя-переросток"
Так яблоко от яблоньки недалеко падает и от осинки не родятся апельсинки. :) Такой же жестокий дядя-переросток и его папА Версилов. Уж под полтинник, а что творит! И что творил ранее, уму непостижимо. Читала и ужасалась от его выходок. Слова говорит ласковые, но каковы поступки.


Это все оттого, что он католик. Мне кажется, автор так считает.


Его католичество точно такая же блажь как выкуп жены у законного супруга, предложение руки и сердца полоумной падчерице, вериги, разбивание образа и все остальные его чудачества. И образ он разбил, как мне кажется, вовсе не потому, что в голове помутилось, а чтобы не жениться на своем "ангеле" и чтобы лишний раз над этим ангелом поиздеваться: "я ее очень любил, но, кроме зла, ей ничего не сделал".


Но автор его уважает, создал ему ореол романтизма. Ну, страсти, что поделать у человека. Иногда мне казалось, что сам автор говорит Верстовым


Версиловым.


от таких "романтиков" лучше держаться подальше ))


не с того романа начали знакомство вы