Больше рецензий

31 мая 2015 г. 23:30

270

4

Точно не знаю почему, но признаюсь сразу: я не ждал от Олега Роя ничего хорошего. Ах да: когда-то сто лет назад я читал личные какие-то его страницы в интернете, и то, что я там увидел, мне откровенно не нравилось. Но пример некоторых мэтров показывает нам, что гражданин как человек и как писатель — это два совершенно разных гражданина, которых следует различать. Тот же Достоевский был шовинистом и антисемитом — и разве это мешает мне зачитываться «Братьями Карамазовыми»? Если мои с писателем убеждения кардинально не совпадают, то я, конечно, вполне имею право не ожидать от него многого. Но тем радостнее ошибаться, находя книгу вполне пригодной для чтения.
А ведь эта оказалась пригодной, несмотря на глупое заглавие. Поначалу простое и даже немного глупое, со временем действо приняло такие масштабы, каких ты просто не мог ожидать! На самом деле, мне чрезмерно импонирует структура текста: сюжет развивается по нарастающей. Стоит тебе подумать, что ты, наконец, нашёл последний уровень происходящего и даже понял, что, собственно, происходит — как очередной раскрытый агент оказывается двойным агентом! Казалось бы, к концу книги ты должен бы привыкнуть к резким сюжетным поворотам, но нет: автор умело обходит очевидные ходы, и твои предположения о личности убийцы в очередной раз рушатся. Но, быть может, для того, чтобы подтвердиться на следующем витке?
Отдельно хотелось бы выделить финал, и сейчас я попытаюсь сделать это без спойлеров. ) Если вкратце, то с финалом автор угадал просто удивительно: он точно такой, каким должен быть в этой книге. Все диалоги героев, весь нарратив, вся логика повествования — всё вело к какому-то определённому набору концовок. Но автор умудрился сделать так, чтобы до результата не додумался никто. Ну, за всех не скажу, а я надеялся на подобную концовку, но не слишком-то в неё верил. И всё оказалось ровно так! Может быть, на меня подействовали какие-нибудь тайные знаки, оставленные автором. Я не знаю.
До этого я читал одну книгу Роя, не помню, как она называлась. И роману «Я тебя никому не отдам» удалось перебить для меня тот опыт.