Больше рецензий

Victory81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2015 г. 12:52

2K

5

Иногда после нескольких месяцев безуспешной охоты в силки неожиданно попадает редчайший зверь. Шкурка и окрас его невзрачен и никак не намекает на то, какое чудо расчудесное оказалось в твоих руках. Имя его может настораживать и даже вызывать приступы легкого предубеждения. Но как только ты решаешься открыть первую страницу и пробегаешь глазами пару абзацев, ты уже все понимаешь….
Понимаешь, что сейчас прямо перед тобой книга, с которой у тебя случится любовь. От осознания необратимости грядущего счастья, тебя пронзает такое острое наслаждение, что приходится немедленно захлопнуть книгу. Зажмуриться и сполна насладиться этими блаженными мгновениями предвкушения. И только после этого можно вернуться к чтению. Долгому, вдумчивому и размеренному. Когда перелистывая каждую страницу, ты расстраиваешься, что это приближает тебя к финалу. Замедляешь шаг и темп, только чтобы продлить очарование и время, проведенное вместе с книгой. Такое чтение – долгая дорога. Такая книга – хороший попутчик. За месяц май я прочитала одну единственную книгу, но зато какую! И я рада, что с самого начала разрешила себе читать «Лавра» Евгения Водолазкина так медленно, насколько это возможно. Потому что, это не просто лучшее из прочитанного мною в современной русской литературе, это в принципе лучшая книга за последний год. И я постаралась впитать и пропустить через себя каждое слово, каждую букву, каждый знак препинания этого восхитительного текста.

Дальше...

На самом деле писать отзыв на такие сильные впечатления по горячим следам в корне не верно. Сейчас мой мозг просто не способен анализировать и раскладывать что-либо по полочкам, я все еще живу этими эмоциями, у меня все еще болит сердце и скребут кошки на душе. Я сейчас тотально необъективна, потому что автор буквально вывернул меня наизнанку. Вытряс и выпотрошил. И, тем не менее, писать нужно сейчас, хотя бы ради того, чтобы не захлебнуться в собственных переживаниях.
Начну с того, что я основательно подготовилась к роману, который читала в рамках своего челленджа «В поисках современной русской литературы». Я пролистала интервью с автором, изучила его биографию, по касательной глянула зубодробительные рецензии, в которых умные люди размышляют, почему Умберто Эко — хорошо, а Водолазкин — плохо, и посмотрела выпуск «Школы злословия». Соответственно, я знала, что «Лавр» это своего рода вольная фантазия на тему древнерусского Средневековья, ждать сухого историзма от романа не стоит, автор позволяет себе постмодернистские вольности, хотя по своей сути весь текст представляет из себя житие вымышленного святого. Но я даже представить не могла, что Евгению Водолазкину удастся так органично сплавить в единую материю каноническое Средневековье и эквилибристику нелинейной прозы постмодернизма. Это чистейшая алхимия слова. Сам текст настолько прекрасен, что буквально переливается на страницах влажным и живым перламутром рыбьей чешуи. Я честно сознаюсь, что дойдя до «пластиковых бутылок», после которых многие читатели готовы вышвырнуть текст в окно, я тоже подпрыгнула и не поверила своим глазам. Но дальше, да, Боже ты мой! Как потрясающе естественно и логично все перетекает из одного в другое…. Все, стоп. Неосторожными словами можно испортить удовольствие от прочтения, поэтому я замолкаю. Однако, помните, что автор предельно честен с читателями и выносит в заглавие предупреждение, что вы читаете «неисторический роман».

Если отложить в сторону чисто эстетическое наслаждение от текста и сфокусировать внимание на сюжете и замысле, то и здесь я совершенно покорена мастерством Водолазкина. С первого взгляда все просто: перед нами история средневекового врача и целителя, который в ранней юности совершает грех и весь его дальнейший жизненный путь – раскаяние и искупление. В самой истории заложен определенный эмоциональный аскетизм. Это сродни внимательному вглядыванию в лики святых в иконографии. Сам автор говорит, что частично прототипами главного героя послужили Ксения Блаженная и ее жизнь под именем умершего мужа и житие святого Варлаама Керетского, очень специфическим и душераздирающим способом искупившего убийство жены. Но в результате, портрет самого главного героя, несмотря на схематичность линий и хрестоматийность изображения, приобретает такие уникальные и живые черты, что я верила во все происходящее безоговорочно, от всего, обливающегося кровавыми слезами, сердца. Я не буду сейчас даже пытаться обсуждать религиозные аспекты этого романа. Нельзя просто нацепить на книгу плоский ярлык «православный роман». «Лавр» вмещает в себя гораздо более многоплановые и глобальные вещи, о которых сейчас говорить не принято, неинтересно и непопулярно. Страшно банально, но для меня «Лавр» прежде всего исследование о природе Веры, Любви и Самоотречения. И о том, что эти три разных имени и эти три разных лика создают нечто единое, вечное и неделимое, без чего человек неминуемо скатится к апокалиптическому скотству. И имя этой сущности — Душа.

Надо сказать, что тема конца света в романе, вместе с итальянской историей, стала одной из самых любимых. Но если вся итальянская линия Амброджио Флеккиа была пропитана тоской и грустью необратимости, то ожидание и подготовка к Апокалипсису всея Руси каждый раз вызывали широченную улыбку до ушей. И огромное спасибо автору, что при всей серьезности и глубине, он щедро приправил свой текст отменным чувством юмора.

Говоря о «Лавре», нельзя не сказать про еще одного, пожалуй, самого главного героя в романе. Это, конечно же, Время. И вот в этом воплощении юношеских идей Дмитрия Сергеевича Лихачева о «вневременной сущности всего сущего» и кроется для меня сердцебиение, гоняющее по литературным артериям и венам кровь в романе. Именно эта идея и ее отображение и переводит книгу из разряда просто хорошей, но местечковой прозы в ранг философской притчи. Я приведу здесь небольшую цитату из «Воспоминаний» Лихачева, в которых он описывает свои ранние идеи:

Я пришел к выводу, что время – это только одна из форм восприятия действительности. Если «времени больше не будет» при конце мира, то его нет как некоего абсолютного начала – и при его возникновении, и во всем его существовании.
Муравей ползет, и то, что исчезло позади, для него уже как бы не существует. То к чему он ползет, для него еще не существует. Так и мы, все живое, обладающее сознанием, воспринимаем мир. На самом же деле прошлое до мельчайших подробностей в многомиллионном существовании еще существует, а будущее в таком же размахе до его апокалиптического конца уже существует.

Вот от такой красивой идеи, требующей от читателя полета фантазии и усилий воображения, и оттолкнулся Евгений Водолазкин в своем «Лавре». Далее из этой умозрительной абстракции автор наращивает историю осязаемую, из плоти и крови. Историю живую, пульсирующую и рвущую читательскую душу в клочья. Воплощение, с моей точки зрения, получилось не менее красивым и сильным. И пускай я за месяц прочитала всего одну книгу, но это очень хорошая книга. Во мне до сих пор что-то сжимается и от чего-то замирает сердце….Напоследок, крохотная, но особенно запомнившаяся цитата из романа. Просто вслушайтесь. Если в вас что-то отзовется – обязательно читайте «Лавра».

И его прикосновение было глубже любых слов. Оно рождало ответ в голове самого вопрошавшего, ибо тот, кто задает вопрос, часто знает и ответ, хотя не всегда себе в этом признается.

Оригинал в книжном блоге "EX LIBRIS"

Комментарии


Хоть мое отношение к книге совсем другое, рецензия очень понравилась :)


Спасибо.)
Я вполне, кстати, понимаю и принимаю, что "Лавр" может совсем не понравиться. Было бы очень интересно почитать, почему Вам книга не пришлась по душе.


Не знаю, что сказать :) Что-то на уровне внутренней несовместимости. Средневековый православный мистицизм мне оказался совсем не близок. Героев я не почувствовал вообще. Просто набор двухмерных картинок, а не люди.

Тема вневременности явно взята из научно популярной литературы, того же Хокинга :)


Совершенно случайно несколько дней назад я тоже собралась на поиски современной русской литературы, и как раз смотрела на эту книгу, и подумала, что она должна быть неплохой. Пожалуй, стоит попробовать.
В твой "длинный" список я тоже заглянула, из него читала только Шишкина (именно эти два произведения) и Чудакова. Мне кажется, что Шишкин тебе может понравится, он такой натуралистичный в хорошем смысле этого слова. И про смерть там много. А когда я читала "Ложится мгла на старые ступени" единственный вопрос был: почему я не знала об этой книге раньше, почему она ждала меня десять лет. В лучших традициях классической русской литературы.


Оля, мне сложно предположить, понравится ли тебе "Лавр" или нет. Но попробовать стоит. Мне книга очень здорово попала в мое настроение и мироощущение.
А из длинного списка постараюсь максимум книг прочитать, а там уже вскрытие покажет.


Интересно, а как вы по-читательски относитесь к любви Арсения и Устины? Была ли это на самом деле любовь или это имитация идеи, скажем так?