Больше рецензий

karelskyA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2015 г. 00:15

287

3

"О, святая простота!," - произнес Ян Гус на костре,
когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии
бросила в огонь костра принесённый ею хворост.

"О, святая простота!," - именно эти слова вспомнились при чтении этой книги.
Александр Мирер - советский интеллигент, порядочный скромный человек, писатель, близкий друг братьев Стругацких, любящий творчество М.А.Булгакова, исследует четыре ершалаимские главы "Мастера и Маргариты" с точки зрения гиперкритической школы историографии христианства, которая утверждает, что Евангелия полны исторических, географических, ботанических и прочих тонких противоречий и ошибок. Тем самым уничтожается образ Христа каким Его знает Церковь. Но никакого коварства. Просто автор так думает. Для него нормально видеть в Иисусе Христе литературного персонажа, имеющего прототипом несовершенного человека, подобного другим людям, а в Евангелиях видеть первый полифонический роман с множеством смыслов, открытых для толкования.

Автор дает ответы на интересные вопросы:
Почему действие, начавшись в Москве, четырежды перебивается ершалаимскими сценами?
Почему сатана, едва явившись в Москву, казнит незначительного литературного деятеля? И за что?
Можно ли считать Иешуа Богом Сыном?
Если можно, то почему он так не похож на Христа?
Почему сатана творит не зло, а некое зло-добро, причем более похожее на добро?
Какое произведение перед нами? Религиозное или атеистическое?

Все эти вопросы автор сводит к главному:
Какова этико-религиозная концепция "Мастера и Маргариты"? И отвечает:

1. Из «булгаковского евангелия» исключено все исторически недостоверное. Не только детали, но и целые сюжетные блоки, и среди них важнейший — вся биография Иисуса и его роль мессии (Христа).
2. Решительно изменен облик Пилата. Он сделан исторически точным(?).
3. Исключенные детали заменены достоверными(?), заимствованными из историографических работ, критикующих Евангелие.
4. Новая биография Иисуса основана на материале Талмуда (почему?).
5. Реабилитируется судебная часть евангельского сюжета, подвергавшаяся наиболее резким атакам историков.
6. Главной движущей силой трагедии оказывается не божественный промысел и не злая воля иудеев, a давление страха, созданное Римской империей.
7. В конечном результате, основоположник христианской веры приобретает новый облик. Это абсолютизированное добро, внезапно появившееся в жестоком мире.

Кроме того, описан источник из которого Булгаков взял образ Пилата - Ф.В.Фаррар "Жизнь Иисуса Христа". Образ Воланда в книге не рассматривается, поэтому тема раскрыта частично, правда, автор пишет, что это узкое исследование.

Рекомендую к прочтению интересующимся смыслами и оценками "Мастера и Маргариты".

Комментарии


полны исторических, географических, ботанических и прочих тонких противоречий

с этим согласен, но тому виною не недостоверность текста, а свойства того, кто его писал. С логической точки зрения Библия вообще не обсуждается. Но я бы не стал называть язычниками всех тех, кто этого не понимает, ибо человек склонен считать собственный разум основополагающей движущей силой всего мироздания.

Для него нормально видеть в библейском Христе литературный персонаж, имевший прототипом человека такого же несовершенного как и все люди

вообще-то это в Библии подчеркивается и не раз. Что Иисус только сын божий, а соответственно - несовершенен

Какова этико-религиозная концепция "Мастера и Маргариты

нечто подобное и представлял


За еще одну точку зрения на роман Булгакова спасибо. Скачала. Заодно и монографию «Этика «Михаила Булгакова» - тоже о «Мастере и Маргарите».


Спасибо, "Этику.." тоже скачал