Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

21 мая 2015 г. 16:04

384

5

Давно не попадалось такой плотно написанной книги. Не получается как обычно при чтении беллетристики просматривать строчки - если не читаешь слово за словом, через строчку смысл убегает и приходится возвращаться. Роман Брэдбери писал явно для подготовленного читателя, не шапочно знакомого с историей, философией 20 века, европейской литературой, культурой и политикой. Возможно, с нынешней перспективы он может показаться слегка покрытым пылью - как-никак писался он в 91 году и о тех самых событиях, поэтому авторские прогнозы из 2015 года выглядят несколько забавно, но все же мне такая ретроспектива показалась очень интересной.

В жизни главного героя, молодого английского журналиста Фрэнсиса Джея, наступила черная полоса: он выставил себя болваном на церемонии вручения Букера, вдобавок газета, в которой он трудился, прекратила свое существование. Будучи журналистом вербальным, а не визуальным, Фрэнсис через себя по случайности устраивается в телекомпанию, снимающую цикл передач о великих мыслителях эпохи гласности. Фрэнсису поручают написать сценарий к передаче о выдающемся философе профессоре Басло Криминале. Начав собирать материал, Фрэнсис понимает, что профессор не так прост, а его биография зашифрована похлеще секретных документов. Фрэнсис отправляется в авантюрное путешествие по Европе, охваченный желанием разгадать тайну неуловимого профессора... Вместе с Фрэнсисом мы наблюдаем умело нарисованную автором картину постмодернистской Европы, ее прошлого, настоящего и будущего. Не могу не отметить перевод - он потрясающий, настолько хорошо передает авторский стиль и читается как песня.

Философские мысли, умело завернутые в закрученный почти детективный сюжет, только добавляют роману насыщенности и глубины. Запоминающиеся цитаты встречаются буквально на каждой паре страниц, я выписала несколько:

"Давайте прямо сразу и разберемся с пресловутыми взаимоотношениями литературы и политики. Никаких взаимоотношений между ними нет и не было. Власть организует, литература разваливает. Власть стремится к монологу, литература — к диалогу. Литература разрушает то, что создано властью. "

"Задача философии — просто все время заново изобретать задачу философии, подчинять нашу эпоху и наш мир идее. Вы молоды, и мы должны вас снабдить идеями. И все время мы нуждаемся в морали, политике, истории, в чувстве собственного «я», в чувстве других, в каком-то смысле в чувстве вечности. "

"Демократия — доктрина выморочная. Она сулит рай земной, а взамен вы получаете американские цыплячьи ножки."

"Времена меняются, и я считаю, что мы все живем меж двумя разными мирами — старой горькой человеческой историей с изрядной долей зла и преступлений и мягким, словно не имеющим касательства к истории, щадящим нас настоящим. Всегда кажется, что время, в котором мы живем, названия не имеет, но ведь всех нас что-то делает, во всякую эпоху мы ведем борьбу с какими-нибудь призраками. И кто-то говорит, что мы живем в период оживления, в эпоху ускорения, в новые времена."


Герой на протяжении повествования растет и меняется, мы видим его эволюцию. И читатель (в моем случае я) тоже постигает новое, чему-то учится и что-то осмысляет. Мне понравилось.