Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2015 г. 17:06

3K

5

Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над недымившими заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок.
А.Н.Толстой ''Хождение по мукам. Хмурое утро''

Я не знаю кто и когда решил, что эта книга ''гимн гражданской войне и революции'', не знаю и знать не хочу, но вполне возможно, что идея эта родилась после третьей книги ''Хмурое утро'', где ''вся книга полна социалистических идей и по сути своей идеологична'', но я об этом чуть позже напишу. Для меня ''Хождение по мукам'' никакой не гимн революции и, уж тем более, не гимн гражданской войне, эта книга для меня - открытая рана, именно хождение по мукам, страшная и болезненная, которая до сих пор не затянулась и не думаю, что затянется в ближайшем будущем, потому что гражданская война это всегда боль, слезы, ненависть, разломы, которые проходят не только внутри страны, но и внутри семей, это хаос, вседозволенность и горечь. Это раны и утраты, на которые не всегда есть силы, чтобы их оплакать. Красный граф - как его часто называли, написал книгу, которая в полной мере, особенно первые две части отразила весь морок, ужас и беду Российской Империи, того уходящего века, который уже не вернуть и не восстановить, слом общества - социальный, культурный, исторический. Тот самый слом, когда верхи не могут, а низы не хотят. Время разрушений, слабости, бессилия, наростающего народного бунта, нищеты и необразованности, время, когда нужно было срочно, еще вчера, думать о людях, договариваться, но все было в мороке, в хмуром сумраке, из-за котого пострадала вся страна: от импереатора до крестьянина.

То было время, когда любовь, чувства и добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна, — он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники — новое и непонятное лезло из всех щелей.


Все три части большой эпопеи - ''Сестры'', ''Восемнадцатый год'' и ''Хмурое утро'' - идеально структурированы, меально отображают то состояние в котором пребывала сначала Российская Империя, а потом и Советская Россия. Первая часть, пожалуй, самая лиричная и красивая - ''Сестры'', она словно пролог перед тем хаосом, что наступит буквально через год-два. Бесконечные и пстые ''Философские вечера'', сломы культурных скреп мы ничего не хотим помнить, ''все давным-давно умерло, - и люди, и искусство'', футуристы, разврат, бессмысленность, пустота. Две чудесные женщины в этом безлюбом, катящемся в пропасть мире - Даша и Катя, такие разные, одна - сильная, холодноватая, уверенная, другая - нежная, женственная, потерянная, словно пытающаяся нащупать внутри себя стержень, который будет ей опорой. Две женщины на пороге катастрофы, которая отправит их бродить по мукам, истоптать три пары железных сапог, съесть три жеезных хлеба, чтобы что-то понять о себе, о своей жизни. Кстати, хочу отметить, что женщины в романе вообще прекрасны и Анисья, хлебнувшая горя полной ложкой, пережившая самое страшное, что только может случиться с женщиной и матерью, Агриппина, такая отважная и нежная отдновременно, Матрена, крестьянка-мещанка. Все женщины объемные, глубокие, разные, но одинаковые в своей настоящей красоте и глубине, харакеры просто изумительные. В ''Сестрах" же рассыпающийся на глазах мирок все еще пока пытается держаться за фантомные и иллюзорные стержни былой жизни, которая постепенно сгнивает изнутри и вот-вот рухнет под тяжестью пока еще неведомого другого мира Российской Империи. Это выгнивание, внутреннее выгнивание Толстой показал очень хорошо и убедительно. В окопах Первой мировой войны, бессмысленной, страшной, разорительной начал падать карточный домик былой жизни. И именно здесь Толстой показал, что революция это вседозволенность, когда можно напасть на беременную женщину и отобрать у нее пальто, когда можно забить до смерти человека, который еще вчера кричал и ждал эту самую революцию, потому что революционеры не будут выбирать свой-чужой, а будут действовать ''по ситуации''. Этот разгул самое страшное.
А вот во второй части ''Восемнадцатый год'', которая на мой взгляд, является самой сильной и мощной частью всей трилогии, наступает безумный хаос, когда все смешалось, все рухнуло, привычный мир покрылся пеплом и кровью. Красные, белые, анархисты, интервенция, разоренные села, выжженные земли, умирающие люди, страна раздираемая в клочья, стонущая от насилия всех сторон конфликта, растерянные люди - аристократия и интеллигенция, лишенная привычного мира, рабочие и простые мужики, на затихших заводах и опустошенных войной и революцией землях. Хаос. Даша, Катя, Телегин, Рощин как листья на ветру закружились в вихре страшных событий.
Прямой, честный, синеглазый Телегин, твердо понимающий чего он хочет и за что хочет сражаться. Кому-то покажется это странным или неубедительным, для меня же, все очень логично и правильно. Он так и должен был поступить. Другое дело аристократ Рощин. О, эта разъедающая душу ненависть! Она ощутима и осязаема. Да и как же ей не появиться в тот момент, когда привычная жизнь, ароматы, воспоминания, запахи - все ушло в небытие, все покрылось копотью кровавых пожарищ, покатившихся по Российской Империи, выжигающих души и земли. Как она понятна, когда твой привычный мир, устоявшийся мир, на твоих же глазах исчезает, когда даже любовь не в состоянии быть созидательной и нежной, не в состоянии завречевать раны дшевные. Это тоже очень понятно. И понятны размышления Вадима о том, что такое Россия. Что это? Березки, поля, луга, благоухающая и нежная мама? И как вспышка, вот там, в грязном номере гостиницы, с ремнем у дверной ручки, что Россия - это я, это и нежная Катя с ее доверчивой и самоотверженной любовью, несчастная брошенная и потерянная, казалось бы, навсегда женщина. Россия - это еще и будущее, ради которого нужно жить, нужно себя, если хотите, переформатировать, чтобы идти дальше. Это очень сложное душевное и моральное переживание, сложная работа внутри себя. Где ответ на вопрос: кто прав? Белые или красные? И стихи Волошина здесь очень точная иллюстрация:
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Разрозненность и трагедия Российской Империи, впавшей в хаос, в кровь, в нищету и голод, хорошо описана во второй части ''Восемнадцатый год''
Третья часть ''Хмурое утро'', на мой взгляд, не столько слабая и идеологическая, сколько недоработанная и непродуманная, она напоминает красивый бутон, который так и не распустился, это словно собранные в книгу разрозненные записки-наброски к готовящейся к написанию книге. Да, по замыслу, в третьей части, хаос начал структурироваться, в Красной Армии появилась дисциплина, только автор не пишет каким образом это было достигнуто, каким образом произошло это превращение. Очень подробно описаны походы и победы Красной Армии над Белой Армией, но как это случилось - этого в книге нет, а ведь это основополагющая вещь, стержень победы революции над контрреволюцией. Именно здесь в этой части встречи героев книги выглядят слегка искусственными и надуманными, более того, сами герои, кроме Телегина, рассыпались, хотя по замыслу, наоборот, должны были обрести стержень, каждый свой. Но, тем не менее, эта книга - одна из самых моих любимых, именно потому, что написана она блестяще об очень сложном и мучительном времени, когда ломалась империя, когда страна убивала саму себя, когда граждане страны вынуждены были уехать. Это было действительно хождение по мукам для героев книги и оно еще не закончено, несмотря на оптимистичный финал.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Комментарии


Прямо перечитать захотелось, я так давно читала, что по существу уже даже и не сказать ничего. Но читала запоем))


Я вот перечитала:) Неожиданно выпклы стали детали на которые раньше как-то не очень обращала внимание, все больше следила за Дашей и Телегиным, за Катей и Рощиным. Встретятся или нет.
И какой язык потрясающий у Толстого!!!
Теперь думаю, что надо ''Петра I'' перечитать:))


Я тоже давно и запоем, и было хорошо:)


Инна, и сейчас запоем:)


Юль, действительно очень хочется перечитать :)


А я вот еще и не читала, книги стоят на полке, уже давно ждут! Не обещаю, что прямо завтра, но очень скоро прочту.
Молодец, Юля, очень пронзительно!


Наташ, я настаиваю, прям вот настаиваю, чтобы ты прочитала эту книгу. :) Она очень хороша, хороша и в общем, и в деталях, и героями, и второстепенными персонажами. Она очень живая, есть претензии к третьей книге, но в общем - она прекрасна. И пронзительна.


Золото мое, ты даже можешь не настаивать, я ее точно прочту! ТОЧНО! Обещаю!


Хорошо :))


Книга-одна из любимых!Очень пронзительная! А вы фильм смотрели многосерийный по книге?С Соломиным,Алферовой?Рекомендую!Мне очень понравился,близко к тексту и актерский великолепный состав.


Вы знаете, у меня с этим фильмом странная история. Удивительное ощущение, когда согласна с каждым актером, именно такими я себе всех героев и представляла, а постановка очень и очень слабая...И эти бесконечные провода над Петербургом 1914 года - ну какие провода в 1914? Интерьеры неживые, словно музейные и вообще фильм неживой, а должен быть как открытая рана.
Но сами герои прекрасны.


К сожалению не могу с Вами согласиться.
Помню, когда-то в детстве с интересом смотрел экранизацию.
Когда подрос, то решил прочесть. Начал читать безо всякого предубеждения ни к роману, ни к автору. Был просто в шоке! Несмотря на все потуги талантливого автора, агитпроп лез изо всех щелей. Одолел только первый том.
картинка ohrenetitelno
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой

P.S. За свою трилогию Алексей Николаевич Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени.


До мурашек...
Прочту обязательно. Спасибо Вам за такую пронзительную рецензию


Спасибо!
Очень надеюсь, что книга Вам понравится и оставит след.


Большое спасибо за ваш замечательный комментарий. у меня у самой при зрелом перепрочтении этой книги возникало ощущение, что 3 часть романа - это плата коммунистическому режиму за возможность опубликовать свое произведение для того чтобы донести до потомков свидетельство страшного времени.
Единственно что меня смутило в вашем комментарии, и прошу простить меня за критику, это не совсем корректное использование слова "эпилог": "Первая часть, пожалуй, самая лиричная и красивая - ''Сестры'', она словно эпилог перед тем хаосом, что наступит буквально через год-два." Эпилог - это окончание, подведение итогов.... в начале - пролог, или, если пользоваться музыкальной терминологией, "увертюра". Во всем же прочем мои чувства полностью созвучны вашим переживаниям.


Во-первых, спасибо большое за поправку. Конечно же ''пролог'', а не ''эпилог''.

А вот по поводу третьей части, у меня абсолютное ощущение недовысказанности, рваности и пафоса последних абзацев, хотя и в третьей части есть очень и очень сильные моменты, однако все очень сыро. Но все равно, даже в таком виде, читать и эту часть очень больно, физически больно. Даже фраза вынесенная у меня в начало отзыва именно из третьей части.