Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

15 мая 2015 г. 10:55

332

4.5

Эту книгу мне посоветовал известный актёр Евгений Миронов. Звоню как-то ему, говорю: "Скукотища, не знаешь чего почитать?" А он—
Окей-окей, эту часть я сочинил. Ну а что с того? Рецензию сочинить можно, а байку нет?? [на самом деле Миронов говорил об этой книге в телепередаче "Белая студия" на канале Культура, а в этом году снялся в экранизации, которая ещё не вышла на экран]

У меня есть тетрадь, в которую я выписываю имена персонажей каждой прочитанной книги. Так вот, в этот раз я записал в тетрадь 2 предмета. Это куклы Корчмарь и Эллис. Они лишь наполовину действующие лица, но я не мог их не отметить, потому что в книге они были живыми. Нет-нет, никакой магии вуду или проклятия, как у куклы Чаки (помните такую куклу-убийцу из американского фильма?), просто мастерство кукольника, оживляющего их своими руками. После этой книги я стал по-новому смотреть на моего большого игрушечного мишку, сидящего с понуренной головой в кресле; на статуэтку-флейтиста, стоящую на полке - вообще на любой предмет!
В русском языке все имена существительные делятся на "одушевлённые" и "неодушевлённые". Кто такой "удушенный"? Тот, которого удушили. "Подкошенный"? Которого подкосили. "Одушевлённый"? Которого одушевили. Кому же дана способность одухотворять? В контексте этой книги (где человек рассматривается как марионетка в руках Создателя) правильным ответом будет: Бог. Он дал нам жизнь, одухотворил; если порвём с ним нити, мы падём ниц. В более узком смысле одушевить предмет, сделать его одушевлённым может сам человек. Человек может не только оживить куклу или игрушку, имеющие человеческий образ; он может вложить душу в какое-нибудь занятие или дело: в ужин, в стих, даже в постройку собачей конуры.
Таким образом, если заняться неблагодарным делом и попытаться извлечь из произведения главный смысл, то, по-моему, он в том, что нам под силу любую вещь, событие или действие сделать живым, ярким, красочным, душевным, если вложить в это частичку своей души.

Хотя он был для меня на втором плане, нельзя обойти стороной описанный здесь любовный треугольник, уникальный тем, что одним из его углов была кукла. Однако Эллис олицетворяется настолько, что как будто бы действует в романе самостоятельно, наравне с Петькой и Лизой. И уже не поймёшь, кто из двоих огненноволосых созданий кукла в большей степени, ведь Лиза для Пети тоже в какой-то мере является марионеткой, его собственностью - он сам её нашёл, "воспитал", обеспечил (одел, обул - даже сам шил для неё обувь), холил и лелеял, возил как багаж по разным городам и весям... Да и сама Лиза непроизвольно воспринимает себя, как кукла, когда играет с руками Пети, которые водят её, которым она подчинена. Однако, кукла лишена воли - Лиза же, проявив волю и храбрость, подавляет это, если позволите, "восстание машин" и побеждает в борьбе в Эллис. На примере Лизы мы видим, что предмет можно сделать одушевлённым, но сделать человека неодушевлённым не получится.

Это роман философский, любовный, психологический и чуточку приключенческий. Я рад знакомству с современным русским автором!

Рецензия написана под аккомпанемент Минорного свинга Джанго Рейнхардта.

Комментарии


Спасибо за отличный отзыв на интереснейшую книгу!


Да, очень красивый роман )