Больше рецензий

Felina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 мая 2015 г. 16:05

449

4

"Космос и история" - одна из тех книг, в которых содержание полностью соответствует названию. При этом, необходимо понять название действительно правильно, тогда никаких несоответствий с первым впечатлением не будет. Что же важно понять в данном случае?

Во-первых, здесь под "космосом" подразумевается вовсе не тот космос, который межзвездное пространство полное звезд, планет, комет и прочих космических тел. Слово "космос" выступает в своем изначальном значении - порядок, гармония, целостность. Соответственно, эта книга о порядке. А если объединить оба значения, то, грубо говоря, эта книга о мировом порядке или даже об упорядоченном и целостном мироустройстве.

Во-вторых, история. Да, даже здесь можно легко ошибиться со значением, ведь истории бывают разные. В данном же случае дела обстоят совсем не просто. С одной стороны, речь идет о той самой истории, полном событий времени жизни людей. А с другой, история выступает в качестве этакого разрушителя миропорядка. Это сложно объяснить, на самом деле. В предисловии и в послесловии были попытки рассказать все подробнейшим образом и про космос и про историю, но мне кажется, лучше всего это сделал сам автор в тех небольших отрывках, которые и представлены в данном издании.

Так вот, если вернуться к началу и еще раз переосмыслить заголовок, то вырисовывается очень интересная картина. Получается, что "Космос и история" - книга о гармонии и разрушении, о порядке и хаосе. Если же рассматривать все чуть подробнее, то можно разделить все повествование на три условные части.

В первой условной части, Элиаде Мирча дает представление о том, что для древних людей было правильным течением жизни, за какими действиями скрывался грех, почему так важен был обряд перехода в новый год. Он приводит множество примеров и сравнений различных мифологических систем, объясняет такой феномен как "циклическое время".

Вторая часть посвящена шаманизму и его значению для древних людей. Символы и обряды, опять же своеобразные религиозные системы открываются с новой стороны, если смотреть на все глазами самих шаманов, а не исследователей. Кстати, для меня очень интересным открытием стала роль кузнецов. Оказывается, что они имели довольно высокое социальное положение, практически такое же как и шаманы, но при этом, в отличие от последних(почет и уважение которым оказывались всегда и везде), их любо почитали на уровне с шаманами, либо боялись.

Третья часть повествует о дуализме. Причем, Элиаде Мирча в своем исследовании раскрывает не только самое простое - узкое значение дуализма(противопоставление противоположностей), но более широкое понятие. Любопытно, что у некоторых народов не было однозначно "злых" и однозначно "добрых" богов, но существовали боги просто представляющие как бы две стороны одного целого. Здесь самое время вспомнить о, пожалуй, самом известном на сегодняшний день примере - китайских инь и ян.

В конце, добавлю, что в целом исследования Элиаде Мирча оказались весьма интересными для меня. И безусловно, я продолжу знакомство с его трудами. Ведь здесь в наличие только вырванные кусочки из нескольких наиболее значимых работ. А теперь хочется узнать больше. К тому же, одно замечание по поводу его убеждений оказалось мне очень близко.

Элиаде верил не в богов, не в духов, не в заговоры, не в омовения -он никогда никого не призывал этим заниматься,- а в очищающий и ободряющий смысл процесса познания чужих верований. Верил не по-вольтеровски: "им" нужен бог - стало быть пусть он у "них" будет. Ему самому нужно было верить в "священную целостность культуры".

Еще важное замечание, которое, думаю, окажется не лишним. К чтению, лучше приступать подготовленным, то есть иметь некий багаж знаний касательно мифологических представлений древности. Уж слишком быстро автор переходит от одного к другому, а некоторые связи кажутся необоснованными. Со своей стороны отмечу, что мне повезло прочесть пару гораздо более простых книг по теме истории религии, поэтому знакомство с этой книгой прошло почти гладко. Хотя, чтобы понять послесловие, нужно было как минимум вспомнить университетский курс философии...