Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

13 мая 2015 г. 23:52

306

3

Historia est magistra vitae. В античности и средние века упорно считали, что история может чему-то научить, показать достойный пример для подражания. А все потому, что верили в цикличность всего сущего (даже после возникновения представления о линейности происходящего). История может научить, да. Более того, она может предсказывать будущее, так как nihil novi sub sole (нет ничего нового под солнцем). Новое время с его верой в прогресс и прямолинейное развитие без возможности возврата в точку сохранения отбрасывает поучающую и предсказывающую нотку в хоре по имени История.

Коэн, после определения понятия рыцарства, поднимает вопрос о феномене создания духовно-рыцарских орденов (его предтечи), парадоксальном слиянии меча и креста, мира и войны, боевой брони и одеяния священника, подчеркивая, что этот феномен возник из-за необходимости обороны Запада от Востока, и выражая надежду на то, чтобы история ни в коей мере не зациклилась, и не возник новый крестовый поход. Но так ли он невозможен в нашем 21 веке? Изгладили ли мы противоречия между этим самым католическим и демократическим Западом и традиционным мусульманским Востоком? Более того, если госпитальеры пошли на Восток мусульманский, созданный следом за ним Тевтонский орден видел угрозу на своем Востоке - на Руси и Прибалтике. Так что может нужно будет записать I и II Мировые войны как своеобразное повторение очистительной войны под знаменем Высшей Идеи? И не было ли опасение Коэна не напрасным?

Интересно всегда проследить откуда у феномена растут ноги, и, если вглядеться в исторических контекст явления, все сразу же становится простым и ясным. Автор преподносит нам Францию как alma mater рыцарства. Оно возникает именно здесь в связи с развитием феодального общества "французского типа", который своей структурой предопределяет их создание. Ф.о. дает почву для создания орденов (Прекрасной Дамой которых является Дева Мария), а те уже вырождаются в закрытую группу рыцарей. Рыцарство и феодализм развивались параллельно, так как, принеся присягу сюзерену и получив лен, вассал автоматически получал средства для снаряжения себя и своих вассалов "на заработки". В теории, конечно, эти два явления связаны не были, и в рыцарство мог быть посвящен любой серв или вольноотпущенник. Но это только в теории, на практике же феодализм и рыцарство сплавлялись, и любой рыцарь должен был быть феодалом или происходить из семьи рыцарей - феодалов (по мужской линии). Таким образом, социальный лифт не работал (как это было например, в религии, где любой серв мог стать епископом или даже папой), рыцарство постепенно замыкалось в себе. Кроме того, оно являлось очень единообразным обществом, так как не было никакого деления внутри (что очень странно, учитывая, что все средневековое общество было поделено на сословия и различные категории).

Благодаря тому, что церковь приложила руку к созданию орденов, на свет создавался такой гибрид, который назывался рыцарь. И он обладал двумя важными группами характеристик, относившихся к военной составляющей (уши растут от клятвы сюзерену) и религиозной (вмешательство Церкви в создание). Военные: верность вассала, жажда славы, честь, не участие в заговорах. Религиозная: набожность, щедрость, презрение к боли и смерти, помощь попавшим в беду девицам, сиротам, несчастным, защита святой церкви, не добивать побежденных. Вот такая солянка. Разделение на эти две группы помогает лучше понять идеал рыцаря и сам феномен рыцарства.

Рыцарям для оправдания собственного существования приписывались две функции: 1) судебный поединок (дополнение к ордалиям), 2) охранительная (защита церкви, ее интересов, государства). Побеждав в судебном поединке, рыцарь доказывал невиновность обвиняемого, так как на стороне сильного было право, а значит Бог. Интересно, что эти функции нашли отражение в символике.

Луллий подчеркивает, что рукоять меча имеет форму креста, что означает, что им следует поражать врагов креста. Два острия служат: одно для защиты рыцарства, другое для совершения правосудия. Подобно тому как рыцарь выставляет щит между собой и противником, сам рыцарь так же становится между государем и народом. Поэтому он получает удары, предназначенные первому. Его копье есть истина, и флажок на нем не выносит никакой лжи.

Конечно, читая весь этот мед, невольно возникает желание сдернуть всех с неба на землю разными историями о том, например, что от этих романтических героев, поклонявшихся Даме, туды-сюды, несло за версту. Сначала появлялся запах, потом сами рыцари. Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Существовало огромное количество тех, кто был далек от идеала рыцаря (а все описанное в книге - идеал, недостижимый к тому же). Более того, с самого начала надо крепко зарубить себе на носу, что одной из причин создания орденов было желание папы Урбана II сделать что-то с разбойниками (младшими детишками феодалов), потому как житья от них не было никакого.

По ходу дела у меня невольно возникало стойкое ощущение, что читаю я переделанное на книжный лад введение к какой-нибудь диссертации, так как тут и обоснование предмета и объекта, хронологические и географические рамки, а уж как источниковая база расписана! Коэн, конечно, не М. Блок совсем, потому что порой его откровенно заносило. Распирало от гордости, что он француз, исследующий рыцарство и куртуазность - два явления, возникшие именно во Франции. Более того, завершает он свою работу таким умилительным в своей простоте заявлением, что рыцарь, переродившийся потом в дворянина, - это любой современный француз.

Комментарии


католическим в своей демократии Западом

Не могли бы вы пояснить этот пассаж? По шаблону современная демократия - это порождение протестантизма (и более узко - англосаксонского), n'est-ce pas?


Действительно, что-то я не то загнула)


А, тогда понятно :)


Ну, можно и разрушить шаблон. Первые демократические институты в Европе, органы народного представительства, например, появились сначала в католической Испании (кортесы), а затем в не менее католической Франции (генеральные штаты), когда протестантизм только нарождался. Да и лозунги ВФР отнюдь не из протестантизма выросли, как впрочем, и не напрямую из католицизма. Скорее как борьба с догматами обеих.


Как бы это помягче сказать, кортесы с очень большой натяжкой можно назвать институтом народного представительства. Это явный анахронизм - наделение сословного органа несвойственным ему содержанием.


Да бросьте, там были представлены все сословия, включая крестьянство, чего не было даже в ГШ и лишь частично в наших Земских соборах. Это гораздо "демократичнее", чем пресловутый английский парламент.


'Cortes era la denominación de las instituciones parlamentarias propias de cada uno de los reinos cristianos peninsulares medievales y el Antiguo Régimen en España y Portugal, en las que participaban representantes de los diferentes estamentos: clero, nobleza y "común" o pueblo llano (expresión con la que en realidad no se pretendía representar a los campesinos o a la gente humilde, sino a la oligarquía urbana de ciertas ciudades a las que se concedía "voto en Cortes")".

Давайте свой источник про крестьян, вместе поправим испанскую Вики.


Рамон Менендес Пидал "Избранные произведения" (его же комментарии к "Сиду" и "Романсеро"), если навскидку. Вики стала источником? Я её и детям-то не даю как ресурс.


Вики стала источником? Я её и детям-то не даю как ресурс.

Разве я не предложил ее поправить? Спасибо за источник, посмотрю.


Вот, нашел кое-что специальное - LA COMPOSICIÓN DE LAS CORTES DE CASTILLA Y LEÓN
Y LA DIVISIÓN ESTAMENTAL, Bernardo Cañón Dunner, Ab Initio, Núm. 7 (2013). Но быстрого ответа не обещаю.

Но это частный вопрос, да и зацепился я за фразу в рецензии именно для того, чтобы узнать мнение автора, а не потому, что сам поддерживаю шаблон. Вот и из вас вытянул интересные моменты :)


Согласен. Я так быстро не смогу найти - по крайней мере надо дойти до домашней исторички и покапаться, что-то было, но с защиты аспира давно не заглядывал в свои архивы по Испании.
Интересно! А это на сайте каком или в Вашей персональной либрерии журнал?)


Это в Гугле :) Сайт http://dialnet.unirioja.es/, а нашел просто по запросу 'composicion social de las cortes medievales'.


С фактической точки зрения хорошая книжка? Нет там ляпов, неточностей, глупостей?


Я бы советовала читать эту книгу не в том случае, если хотите узнать что-то про рыцарей, а в том, если хотите познакомиться с куртуазной литературой в кратком изложении.
На неточности не проверяла, но уж больно автор зациклен на своем французском происхождении. Объективностью там и не пахнет)


Распирало от гордости, что он француз, исследующий рыцарство и куртуазность - два явления, возникшие именно во Франции.

И первое слово-то немецкое и второе родилось на юге современной Франции, тогда не относящей себя к блёклому Северу.
Пассаж о невозможности соц.мобильности через рыцарство и его большую вероятность через церковь Ваш или авторский? По крайней мере спорный донельзя.


Авторский )