Больше рецензий

11 мая 2015 г. 03:08

1K

5

Большой друг моего детства Дени Дидро. В годы, когда запрещенные произведения нам, если уже и не снились, то только отдавались в набор, этот автор стал для меня символом свободного мышления. Никто не писал так понятно, проникновенно и интересно, никто не затрагивал подобных тем. "Племянник Рамо" вышел в одном издании с "Монахиней", в середине 80-х издательство "Правда" напечатало немало произведений прекрасных авторов. Возбужденный "Монахиней", я смело пошел в атаку на "Племянника Рамо" и очень скоро понял, что для 12-летнего мальчика текст слишком сложен. Имена ни о чем не говорили, а жизненный опыт не позволял хоть как-то оценить красоты философских построений великого писателя и энциклопедиста своего времени. Вернувшись к произведению несколько позже, я вынес из него немало личного, подтвердившего мои собственные наблюдения за жизненными процессами.

В литературном смысле "Племянник Рамо" значительно уступает "Монахине", по сути это небольшой текст, целиком представляющий из себя диалог автора с неким оригинальным субъектом, племянником Рамо. Являя собою перед читателем типичного представителя своего времени, последний воплотил в себе наиболее яркие черты эпохи реализма, разнузданности, цинизма и невоздержанности. На фоне "Монахини" произведение выглядит как философский трактат, оно гораздо основательнее и отвечает на многие вопросы, сохранившие актуальность и в настоящее время. То есть, обладает практически всеми признакам классического литературного произведения. Например, Дидро преподносит мораль как некую утонченную материю, манипуляции с которой возможны лишь избранным.

Деревья являются частью общества, а потому, цветущая на улице черемуха говорит о распущенности. Примерно так в детстве воспринимается понимание изменчивости морали. Процесс этот необратимый и некоторые псевдологические темы смешат до сих пор. Предположим, человек испортился, познал какие-то пороки людские и начал им с увлечением придаваться. Если послушать основную массу нравоучителей, то путь назад, к добродетели, этот человек может проделать в любой момент. Казалось бы, вполне логично - если ты вошел в какую-то дверь, то в нее же можешь и выйти (покаялся и все дела). Так некоторые, бросив курить и начав при этом толстеть, думают, что, начав курить снова, они вновь похудеют только лишь на этом основании. Ничего подобного, начав снова курить, они только прекращают толстеть дальше. Также и здесь - вновь вступив на путь добродетели, ты никогда не вернешь утерянной наивности. Эту мысль Дидро доводит настолько ясно и просто, подкрепляя характерными примерами, что за долгие годы она сохраняется в сознании в первозданном виде. Вывод, который я когда-то сделал, не отличался революционностью, но был очень полезен для формирующейся личности. Вывод таков, что любопытство любопытством, но от какой-то части жизни себя следует ограждать искусственно, руководствуясь, разумеется, не навязчивой моралью общества, не запретами родителей, а только собственными представлениями о внутренней чистоте.

Перечитав Дидро в настоящий момент, только укрепился в собственном убеждении, что не стоит заблуждаться по поводу его обманчивого вида строгого учителя, приверженца правил и общественных норм. Дидро был человеком веселым, умевшим придать такую форму своему творчеству, чтобы человек думал самостоятельно, находя собственные ответы на свои вопросы. Вспоминается сразу Сол Беллоу, выбирающий смех вместо сетований, ибо в нем преобладают энергия, мудрость и мужество. Люди , демонстрирующие противоречивые аспекты нашей жизни всегда вызывают интерес и смешат те, которые пытаются трактовать все это так, якобы творец таким образом кого-то критикует. Подобный подход необходим для тех, кто боится неоднозначного, навешивает ярлыки и страдает деревенской непримиримостью с чужими взглядами. Показав негодяя, пройдоху и эгоиста племянника Рамо, показав его во всем очаровании, блеске утонченного понимания процессов, проникновенном издевательстве над всеми и самим собой - ужель кто-то мог бы подумать, что Дидро не продемонстрировал читателям какую-то часть самого себя? Сможет ли кто-то разделить на "своих - чужих" доброе зло и злое добро, поляковские вариации активных пессимистов и пассивных оптимистов, мужчин и женщин, любовь и ненависть?

Комментарии


Надо будет, как-нибудь глянуть и свою Монахиню - Рамо поискать.
Возбужденный Монахиней...))
И вывод мне ваш очень близок.
Общество давно уже прогнило и следовать лишь его канонам глупо!
Добро, как и зло есть в каждом и если кто-то позиционирует себя как идеальную модель человека верить не стоит. Там запрятана бездна эгоизма и любви к своей персоне и пр. Сталкивалась))).


Блеск рецензия! Обязательно перечитаю! Спасибо. Как много книг, которые когда-то прочитала по зарубежке и по русской лит-ре сейчас не то чтобы впервые понимаю, но читаю совсем другими глазами.


Да, тоже с удовольствием перечитываю старое и переосмысливаю. Не рекомендую конкретно эту книгу, может "Монахиню"


деревенской непримиримостью к чужим взглядом страдает почти все человечество иначе бы не было деревенской непримиримости к чужим взглядам))


Здесь важна форма. Противоположности в этом мире отличаются тем, что одной на другую плевать, а вторая лезет в жизнь первой


хорошее уточнение


Мне тоже Дидро не показался старинным автором. Мне тоже показалось, что в нем есть драйв.


В смысле - он мыслит как молодой. Да, бесспорно. В "Монахине" меня восхитило, что дядюшка 40 с лишним лет, то есть Дени Дидро, смог некую часть самого себя сохранить в таком виде, что без проблем потом ее выдал за юную и наивную девушку. И очень убедительно


Деревья являются частью общества, а потому, цветущая на улице черемуха говорит о распущенности.

Вот только не надо обобщать: деревья являются частью исключительно деревенского общества. Кроме того, о распущенности говорит не цветущая черёмуха, а черёмуха распускающаяся.


Во всем тексте именно это предложение было персонально для тебя


Это я ещё до конца не дочитал!


Иными словами Вы были уверены, что из всех прочитавших вашу рецензию, этот бред замечу только я. Невысокого же Вы мнения о своих почитателях.


Ты здесь только один с явным отсутствием фантазии


Здесь отсутствует ключевое слово "больной"


"Ты здесь только один больной с явным отсутствием фантазии"? Получается так.

У меня возникло впечатление, что вы за Шишкодрёмовым бегаете, как отвергнутая любовница. Как ни разверну комменты — везде ваши почеркушки не в тему, словно мухами насижено.


У меня возникло впечатление,

Ну наконец-то откликнулся кто-то с явным присутствием фантазии.


Так-то до вас ещё четыре человека откликалось в комментариях, странно видеть тут слово "наконец-то".


Так Вы же не о рецензии писали.


О рецензиях пишут автору рецензии, откликаются тоже автору рецензии. Вы-то тут каким боком? Паразитируете на популярности? Специально приходите и считаете, сколько на вас откликнутся? Фу такой быть.


С вашей-то фантазией могли бы, что-нибудь и поинтереснее сфантазировать.


А остальные больные с фантазиями. Похоже мне повезло!


Ничего себе вы над повторным ответом полдня думали. Помогал кто?


Как это полдня!? Тут уже целой ночью пахнет!
А ответ на свой вопрос ищите в своих фантазиях.


И ведь верно. Пахнет.


Я бы даже сказал благоухает! А теперь посчитайте сколько времени Вам понадобилось, чтобы унюхать. Причём исключительно с моей помощью.


Примерно так в детстве воспринимается понимание изменчивости морали.

Ты смотри! Такой маленький, а уже совершенно распущенный моральный релятивист. Никак черёмухи нанюхался.


Третье предложение соответственно будет со ссылкой на мораль


Ну, по ссылкам это у нас Вы самый большой специалист!


Про веселость согласна, по крайней мере в этом произведении.
Кроме философского, в "Племяннике Рамо" еще и очень сильный развлекательный элемент :)


Да, в каждой шутке есть доля шутки


В этом то и прелесть :)


В смысле, я думаю, что там только облик шутки, а самой шутки очень мало


Есть в этом что-то, потому что на самом деле все очень серьезно.
В первых раз мне читать было скучновато, а во второй раз понравилось :)


Процитировал почти весь текст


Я тоже иногда так делаю :)


А Вольтер!


... выбрать смех вместо сетований - это самое лучшее.