Больше рецензий

9 мая 2015 г. 02:30

687

5

Всякое царство, разделившееся само с себе, опустеет;
И всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25)

Начать стоит, пожалуй, с цифр.
Итак: 80 миллионов советских граждан проживали на занятых немцами территориях. Из них 20 с лишним миллионов так или иначе сотрудничали с оккупантами. За вычетом детей, стариков, больных и эвакуированных, это - большая часть трудоспособного населения.
Сотрудничество, или, выражаясь точнее, коллаборационизм, бывал разного рода. Самый известный, конечно, в военной сфере - власовцы, "хиви", всевозможные полицаи и каратели. Самый массовый - экономический. Люди работали на заводах, снабжали немецкую армию продовольствием и т.п. Самый двусмысленный - в культурной сфере. Православная церковь, которую немцы пытались возродить на оккупированных землях, газеты, театры, школы - всякое бывало. Наконец, коллаборационизм административный: ведь не немцы управляли бесчисленными деревнями и городами, не немцы собирали налоги. Фактически, весь административный аппарат состоял из русских (конечно, под присмотром немецев, однако самостоятельность в некоторых вопросах была изрядная).

Теперь лирика.
Была у меня подруга, которая очень увлекалась историей Второй Мировой. Иногда, знаете ли, нравится людям такая эстетика: "если завтра война, если завтра в поход", самолеты, асы, снайперы, комсомольцы, героическая гибель, вот это все.
А еще подруга была писателем.
Однажды она сочинила рассказ на военную тему ( дело происходило в абстрактном "никогде", но отсылки считывались на раз). В рассказе присутствовали: лживое, деспотическое государство с милитаристской идеологией; старшее поколение, погрязшее в ксенофобии; и молодежь, которую, собственно, от этого балагана разве что не тошнило. Потом в рассказе начиналась война, и молодежь (вдруг) смыкала ряды и шла воевать за Родину.
Помнится, от этого рассказа у меня случился когнитивный диссонанс. Я, подобно Герцену в "Береге Утопии", все думал: "что-то не так на картинке".
Подругу мою упрекнуть не в чем: ее рассказ - закономерный результат плотного знакомства с картиной Второй Мировой, созданной еще в советские времена.
Всякому человеку, хоть немного знакомому с историей, ясно, что довоенный СССР - отнюдь не оплот всего доброго и светлого. Там вам и репрессии, и раскулачивание, и коллективизация, и ГУЛАГ, и тотальная цензура, и всеобщий истерический поиск врагов народа, и преследование Церкви.
Но стоит сдвинуть фокус на пару лет вперед - и вот уже нам являются благородные образы, впитанные из фильмов и книг. Единение, подвиг, порыв, героизм, иногда даже, I beg you pardon, и "за Сталина".
Картинка не складывается потому, что на ней не хватает изрядного куска. Из исследования И. Ермолова - исследования дотошного и с научной позиции безупречного - вам станет ясно, какого. Не хватает тех трех лет между 1941-м и 1943-м, не хватает миллионов людей, живших на оккупированных землях и позволивших создать немцам неплохо функционирующий тыл.

Впрочем, коллабороционизм по сию пору - тема неудобная и неприятная. В советское время его, конечно, всячески замалчивали. Идеологическая установка той эпохи была вполне ясной: однако нам, с высоты семидесяти лет, не стоит клеить ярлыки и раскрашивать историю на манер зебры.
Надо понимать, что бывало всякое: зачастую люди работали на немцев по необходимости. Они должны были содержать свои семьи, кормить детей. Для населения, брошенного на произвол судьбы ( а ведь победа не маячила даже на горизонте) попросту не оставалось другого выхода.
Бывали исключительные феномены вроде Локотской республики, самостоятельной области, где немцы не вмешивались даже в управление. Там за три года успели отменить колхозы, вернуть частную собственность, свободу предпринимательства - и добиться феноменального экономического процветания.
У этого всего была подоплека. Надо сказать, что довоенном Союзе не очень хорошо представляли (в массе своей), что такое фашизм. Сейчас это кажется диким: но достаточно посмотреть пару пропагандистских фильмов конца 1930-х, вроде "Танкистов", чтобы убедиться. Немцев вспоминали дореволюционных: интеллигентных, буржуазных, в смешных латунных касках. Многим (особенно крестьянам, ненавидевшим колхозы и вообще пострадавшим больше других слоев) немцы виделись вполне подходящей альтернативой сталинскому режиму.

Недостающая часть картинки - это нация, истерзанная революцией, гражданской войной, коллективизацией и репрессиями, нация, которая вдруг решила, что у нее есть выбор.
На самом деле выбора не было.

По-академически суховатая книга И. Ермолова - это хроника людей, зажатых между самой, наверно, людоедской в истории человечества тоталитарной машиной и собственной недавней историей, в которой было так мало хорошего.
В лучших фильмах про войну - таких, как "Проверка на дорогах" Алексея Германа или "Восхождение" Ларисы Шепитько, нет ни Сталина, ни правительства, ни высшего командования, ни идеологии с партией. Там есть нация, которая пытается заново осознать себя и создать себя. Потому что иначе этой нации никак не выжить.

Как известно, выбор меньшего зла - это и не выбор вовсе. Но в какой-то момент - на два, на полтора года - казалось, что нация возродилась. Сталинская хватка ослабла, идеология дала трещину. Казалось, что после войны все будет иначе, и страна будет иной.
Однако выбора не было и здесь: потом всех ждали мрачные годы позднего сталинизма, и холодное лето пятьдесят третьего, и невиданный разгул преступности, и "Хрусталёв, машину!"
Потому-то война до сих пор и не отпустила нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто оглядеться вокруг.

P.S. Рецензию на научный труд писать непросто, потому получились скорее мои размышления на тему.

Комментарии


Отличная рецензия. Было очень интересно прочитать.


Рад, что вам понравилось.


Мне тоже очень понравилось. Спасибо.


Вам спасибо.


Спасибо. Очень интересная тема


Тема и правда очень интересная. Жаль, обществом она пока мало востребована.