Больше рецензий

krek001

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2015 г. 14:25

886

3

Моя прошлая встреча с Джулией Кэмерон была, мягко говоря, неудачной. Ее «Путь художника» показался мне книгой слишком переоцененной. С тех пор прошло немало времени, мои взгляды на мир немного поменялись, как и мои цели. И я решила рискнуть, авось проникнусь и пойму, отчего все так хвалят этого автора.
Не прониклась. В отличие от «Пути» эту книгу я прочитала очень-очень внимательно, выполняла упражнения (не все, но об этом позже) и все равно не поняла, из-за чего шум вокруг этой женщины.

Ну да, дает она советы. Ну да, некоторые из них дельные. Но тут ключевое слово «некоторые». Ибо в большинстве своем в книге вода водой и никакой полезной информации. Особенно раздражает склонность автора все приписывать Творцу, божественной силе и каким-то там высшим материям. Она настоятельно рекомендует молиться перед тем, как садиться писать. Или обращать свой внутренний взор в недоступные разуму пространства, выискивая там подсказки свыше. Ок, у каждого свои способы. Но тут вопросик: а если я реалист до мозга костей? Если я не верю ни в бога, ни в высшие силы, ни в приведения, ни в бабу-ягу, ни в шестое чувство? Ну вот такая я, Фома неверующая. И что же мне теперь делать? Не творить мне во веки веков? И автор ведь не допускает мысли, что есть люди, которым все эти потусторонние вещи чужды. Она твердо убеждена, что если она верит в то, что текст рассказа, пьесы или письма рождается где-то в неведомых нам пространствах, а мы только передатчики, то все в это верят. И соответственно альтернативы в ее понимании нет. Уныло.

Теперь про упражнения. Сначала я старательно писала все, что она там рекомендовала. Заглядывала в себя, выискивала в себе что-то там этакое, вспоминала, засекала время, напрягала мозг. А потом просто надоело. Большинство упражнений либо повторяют друг друга с небольшими отличиями (ну очень небольшими), либо просто настолько глупы, что даже не смешно. Почти в каждом автор советует сходить в кафе, пописать там. Или пойти прогуляться по городу. Или сходить туда, сюда и еще куда-то. Але, тетя, открою тебе секрет: не все живут в Нью-Йорке. Например я живу в маленьком поселке с населением ок. 3000 жителей, где нет ни кафе (не утрирую, ни одной кафешки, только парочка столовых, работающих на банкеты), ни кино, ни магазинов нормальных (только продуктовые и рынок по субботам). До ближайшей кафешки мне ехать часа 2 на автобусе. И что же мне делать теперь? Не найти мне вдохновения вовек, раз я не могу сходить в старбакс и купить там латте? Конечно, гулять я могу, но опять же, вряд ли я почерпну какие-то идеи в коровах, оставляющих какашки на газонах, разбитых «шестерках», из которых орет лезгинка или бабушках на лавочках, которые бурно обсуждают каждую проходящую мимо человеческую особь. Короче, автор очень сильно оторвана от реальности и это заметно. Вместо того, чтобы просто посоветовать человеку черпать вдохновение и идеи в том, что ему нравится, что его возбуждает, она упрямо гнет свою линию потребительского общества про кафешки.

Но не все так ужасно. Как я уже сказала, дельные советы есть. Те же знаменитые утренние страницы. После «Пути художника» я проигнорировала их, решив, что это просто глупость. Сейчас же решила, что надо бы попробовать. И уже четыре дня исправно карябаю что-то по утрам. Еще один дельный совет: писать каждый день. Плохо, хорошо, есть вдохновение или нет, не важно. Главное – каждый день, хоть по 20 минуточек. Вот тут результат ощущается. У меня был рассказ, начатый очень давно, но заброшенный под предлогом того, что я не знаю, как его дальше развивать. Сейчас же, начав писать каждый день понемногу, я замечаю, что мой забытый рассказ превращается в нечто вполне реальное и может быть даже интересное. Конечно, стилистика хромает очень сильно, да и богатым словарным запасом я не отличаюсь, но всяко лучше, чем не писать вообще.

Так что в качестве дополнительного материала для тех, кто хочет творить, книга подойдет. Но возлагать на нее какие-то надежды не стоит.
Вообще единственный совет, который я пока вынесла из подобных книг: просто писать, каждый день, во что бы то ни стало. Даже если кажется, что пишешь полный бред, все равно пиши. Даже если тебя тошнит от того, что получается, пиши. Писательство это как спорт, только работают не мышцы тела, а могз. И писать каждый день это как тренировки. Ведь невозможно пробежать марафон, не тренируясь. Так же и с писательством. Нельзя написать рассказ, повесть или роман, не практикуясь каждый день на отрывках, небольших заметках, просто обрывках мыслей.
Так что буду писать, а Джулию забуду, как страшный сон. Эта тетка не для меня.

From Death to Birth

Комментарии


Татик, рада почитать тебя!
А книгу эту тоже прочитала, напишу рецензию после майских праздников.


Я тоже рада снова быть на сайте. В последнее время я что-то мало читаю и еще мало пишу рецензий. Слишком много новых увлечений и дел появилось.
Буду ждать твою рецензию, сравним впечатления :)


Очень рада видеть рецензию, особенно на эту книгу. Помню, что и "познакомилась" с тобой с разгромной рецензии на книгу этого же автора :D


та книга была похуже)) Эта явно получше.


Расскажи про утренние страницы)) Пишешь их до сих пор?


Уже почти неделю пишу)) Дается пока трудно, либо времени утром нет (итак встаю в 6), либо хронический недосып и единственное, о чем я могу думать - моя подушка и теплое одеяльце)) Что писать, о чем - ни малейшего понятия, пишу всякую муть, типа "хочу спать, вчера посмотрела классный фильм, надо бы сегодня позвонить бабушке" и т. п. Пока никаких сдвигов в себе не заметила. Возможно, нужно как-то креативней подойти к этому занятию.
А вот муж у меня когда-то прочитал "Путь художника" и начал тоже писать утренние страницы. И довольно долго писал. Говорит, помогало сосредоточиться и начать день более собранным.
Кэмерон вообще советует 90 дней писать обязательно, через не могу. Потом выработается что-то типа привычки и будет полегче. Вот попробую :))


А автор как-то объясняла пользу этого расхаживания по жральням? В чём сакральный смысл сочинять не дома?


Объяснений особо не было, но я так думаю, что она хотела показать, что творить можно не только в уютной домашней обстановке (любимое продавленное кресло, тапочки, уютныйматьегоплед, котики и т.п), но и где угодно, даже там где людно и шумно. Ну и еще, наверное, это для того, чтобы наблюдать за людьми в естественной среде их обитания.
В принципе, неплохо. Но слишком уж навязчиво и в каждом упражнении это вот "Сходите в кафе, возьмите себе чашку кофе...".


Автор не учитывает походу не только маленькие города, но и то, что не все люди чувствуют себя комфортно в людных местах в одиночестве =_= Как же хорошо и спокойно ей живётся ёлы-палы


Да вообще! Тетя оторвана от реальности, и это очень заметно.


А у меня работает.) В смысле, значительная часть того, что мной написана, была написана не дома. Мне кажется, здесь речь не про наблюдение за людьми, а про "нейтральное", "ничьё" пространство. Для меня, по крайней мере, работа над текстом в кафе, в метро и где угодно продуктивна именно по этой причине


Не спорю, это может быть продуктивно и полезно. Но тут речь о том, что не все живут в больших городах и не у всех есть возможность сходить в кафе или посидеть в парке. У меня, например, нет. При этом я живу в пгт, а есть еще люди, живущие вообще в деревнях, где два магазина на все село да дом культуры, в котором школьники на дискотеки собираются. И что, этим людям творить нельзя? Или нужно переезжать в большой город? Вот этот момент меня очень угнетает.


Везёт вам. Я вчера ходила по делам и пришлось зайти в кафе вот чисто поесть - дома шаром покати. Помня о предыдущем страшном опыте, полчаса думала, стоит или не стоит, в конце концов дёрнул чёрт. В результате через двадцать минут накатила капитальная паника, тошнота, спешно закинула в себя еду и поскакала домой, где организм до вечера радовал меня симптомами первоклассного отравления. При том, что с едой всё нормально. Я лять сидеть в заведениях не могу, не то что писать и думать. Этих мега-адекватных с их советами ходить по кафехам хочется бить лопатой!
4debf97e44f2609d2aebf.gif


Для меня, когда проходила "Путь художника" подобны негативные впечатления были связаны с необходимостью в одиночку ходить на многолюдные мероприятия. Но как-то удалось это преодолеть, хотя было сложно и муторно поначалу.) Собственно, "Путь художника", это книга, которую нужно брать в руки, упершись в жизненный тупик. "Отступать некуда, за нами Москва", только в такой ситуации у большинства людей она сработает, так как невозможно изменить своё "творческое поведение", не высунувшись из зоны комфорта.


Я не понимаю, зачем с постановкой вопроса в стиле "отступать некуда" вообще связываться с творческой работой, если такие проблемы О_о
И мероприятие - это всё же не кафе. На мероприятие ты приходишь по делу, вот и надо заниматься этим делом, а посещение мест общественного питания в русской парадигме диаметрально противоположно иностранной. У нас это, несмотря ни на что, еще не так въелось в подкорку и часто воспринимается не как обычный обед, а как развлечение, культурный поход, а ходить развлекаться в одиночку не принято и чувствуешь себя идиотом или неудачником, с которым никто не водится. С точки зрения адекватов это канеш бред, но не вижу смысла ломать физиологию, если это единственная ситуация, в которой клинит мозги.

Если чел не может креативить, потому что не способен организовать время и личное пространство, если утратил источник вдохновения - это одно, однако... у меня глюки или в современном мире действительно появилась концепция, что креативить должны все поголовно? Это же в какой-то культ возводится. Раньше все дружно плели феньки, но никому не приходило в голову об этом заморачиваться, гнать пургу, что мол мы занимаемся творчеством, хендмейдом, давайте изобретать сложные теории и бороться с застоем, когда феньки не плетутся. Брр @__@
Так, ладно, меня чот понесло, схлапываюсь.


В целом согласна с тем, что вы пишете. :) Несколько мелких уточнений:
Про "отступать некуда" имела в виду, что выйти из зоны комфорта чаще удается под давлением обстоятельств, чем чистым усилием воли.
По поводу кафе и мероприятий, у меня, кажется, в подкорку не въелось ни того, ни другого подхода, но не буду вдаваться в подробности своих внутренних заморочек.

По поводу "креативить": Кэмерон вроде бы не раз подчеркивает, что она ведет речь не про "стать писателем", а именно про "писать" как один из методов внутренней работы, что ли. Возможно, кому-то больше подходит не писать, а петь :) Ну или плести феньки :) А у меня так периодами чередуется - то одно, то другое.


Она была бы удивлена, если бы узнала, что 95% человечества внутренне работают только на уровне выбора, какую кнопку телика переключить)


В точку)


. Але, тетя, открою тебе секрет: не все живут в Нью-Йорке. Например я живу в маленьком поселке с населением ок. 3000 жителей

Я тоже живу в похожем месте и постоянно удивляюсь, когда какие-либо люди в интернете спрашивают "а ты из какого города?". Что, люди только в городах живут? :)

А вы читали "Дзен в искусстве написания книг" Рэя Брэдбери? Просто некоторые идеи, например, писать каждый день там тоже встречаются.


Вот, Вы меня понимаете :)
Нет, Брэдбери еще не читала, даже не знала, что у него такая вещь есть. Теперь обязательно почитаю. Он мастер, каких мало в литературе, думаю, его советы будет куда полезней. Спасибо!


Упоминание коровьих какашек внезапно погрузило меня в воспоминания о детстве, позитивные воспоминания. Серьёзно. Сложная ассоциативная цепочка, да. Может даже напишу про это что-нибудь :)

Это я к тому, идея про прогулки вполне подходит и для жителей маленьких городов. Дело тут, как я понимаю, в том, чтобы писать обо всём. Всё, что угодно, может стать предметом текста, именно письмо может стать способом внутренне переварить это, даже неприятные впечатления. Писать только о том, что вызывает приятные эмоции, было бы неправильно.

Т.е. к идее писать всегда (утренние страницы) добавляется писать обо всём (прогулки).

"Право писать" понравилось меньше, чем "Путь художника" (а вот "Путь художника" в своё время оказался одной из немногих сработавших на мне книг такого рода, реально помогла эта книга разобраться с рядом внутренних проблем. И я четко помню, что ухитрялась заниматься по ней даже в тот месяц, когда была в диалектологической экспедиции в деревне - не хотелось прерывать курс. Это, опять же, к вопросу о том, что автор якобы не учитывает маленькие города. По-моему, всё вполне приложимо.)


Писать нужно обо всем, это верно. Но мне милее идея, что черпать вдохновение каждый должен в том, что ему ближе. Для автора это прогулки по Манхэттену, для кого-то это поход в лес за грибами, а для меня, например, это любимая музыка, книги, кино и просто домашний уют (я вообще жуткий домосед, да и с людьми не очень люблю контактировать, это скорее повод для стресса для меня, чем источник идей).
Напиши она так, я бы и слова против не сказала. Но нет, Кэмерон упорно считает, что всем будет комфортно и удобно писать так, как пишет она. И альтернативы она не предлагает. Вот это грустно.


Такое чувство, что мы читали разные книги. У меня не возникло ощущения, что она навязывает конкретный метод - напротив, дает идеи, в духе которых можно изобретать своё.


Полностью согласна с тем, что авторша переоценена :) Я только «Путь художника» читала. Читала и плевалась. Вода, вода, вода и какие-то очевидные советы.

Утренние страницы я писала. Толку от них никакого. Да и не понимаю я, в чем тут может быть толк.


Самое интересное, что автор постоянно пишет о том, что она работала над книгами, над сценариями, над пьесами и прочими произведениями. Но кроме как автор вот таких вот книг по саморазвитию она больше никак и не известна. То есть личность-то не ахти. Одно дело тот же Стивен Кинг написал книгу о писательском ремесле. Он хоть делом доказал, что что-то понимает в этом вопросе. А тут ничего, ноль.

Я тоже не вижу особого толка в страницах. Тем более по утрам. Утром я еле способна голову от подушки оторвать и первый час после пробуждения как зомби хожу. Неделю писала и каждый раз ничего, кроме головной боли от попытки сосредоточиться и заставить работать еще сонный мозг, не получила. Попробую еще, конечно. Может все же просветление наступит. Если нет, то к чертям это дело :)


Тут выше верно сравнили регулярную практику письма с физическими тренировками. Мне кажется верно это сравнение еще и в том, что есть такой период в начале... когда и эффекта видимого не заметно, и мышцы болят. Но если это перетерпеть, то усилия окупаются. Вот если вам через полтора месяца утренние страницы не дадут никакого эффекта - тогда уже можно говорить, что они вам не подходят :) Удачи :)


А я вот сейчас дочитываю "Золотую жилу". И да, мне скучно. Но...Критиковать не буду. Потому что на такие книги нужен настрой. И, хотя воды и много, но очень много и полезного. Даже если это и кажется банальным на первый взгляд. И книги эти (все три имею в виду) не только для тех, кто хочет творить. Они будут работать и для тех, кто хочет изменить жизнь, уйти от рутины, а может и от депрессии. Хотя на мой взгляд, творить можем мы все.
Так что считаю, что все три книги Дж. Кэмерон хорошие и полезные. Просто надо с ними совпасть, открыть именно тогда, когда захочется перемен. Или когда наступит то время, когда уже ничего-ничего не хочется. И ничего не радует.
Вот потому и написала, что мне скучно - не то время у меня для такого чтения. И в этом виню не книгу.


Про совпасть это точно.
Но критиковать - право каждого. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы сказать, что мне что-то не понравилось, будь то книга или фильм.


Очень хорошо понимаю ваши чувства! В сентябре уже минувшего года я увязалась с народом на Diary проходить ПуХ совместно. Из основной группы я срезалась где-то после вопроса по "А что делать, если я уже успешно пережила свой период мистики во взрослении и подалась в атеизм?" Процентов 90 участников на обсуждении первой главы (кажется. Или флудилки?) ходили по кругу "ну, представь силу/поток/энергополе".
В конечном счёте я прошла ПуХ с маленькой группой отколовшихся. Кое-какую пользу я обрела: научилась (наконец-то!) вести дневник от руки, чуть спокойнее стала смотреть на "закидоны" своего воображения... ну и всё.
"Золотую жилу" и "Право писать" я полистала, но они мне показались очень-очень дублирующими ПуХ.


Повторов в книгах Кэмерон много, это вы точно заметили. Такое впечатление, что у женщины есть какая-то одна система и она ее расписывает в трех книгах, но немного разными красками, чтобы побольше денег заработать. На трех-то книгах уж явно заработаешь больше, чем на одной :)


На трех-то книгах уж явно заработаешь больше, чем на одной

Я такой подход ещё могу понять в рамках художественной литературы, когда сюжеты искусственно растягивают подробностями, но от его присутствия в направлении научпопа или,как в данном случае, книг для творчества мне это кажется несколько аморальным.


Ох, как же я не люблю навязчивое это "бог через нас говорит". Нет, признаю, у всех свое мнение, это нормально, но неужели в книге о творчестве обязательно на этом акцентировать? Спасибо за рецензию. Думаю, читать книгу не буду.


Ну да, такое навязывание веры в высшие силы очень напрягает.
Если книгу не прочитаете, много не потеряете. Можно для примера полистать "Путь художника", она очень похожа на эту. С той лишь разницей, что здесь акцент делается именно на писательстве, а в "Пути" - на творчестве в целом.


Мне тоже не понравилась категоричность автора: мол, если она может писать урывками и постоянно отвлекаясь, то и другие должны так же. А кто хочет тишины и уединения, те, видимо, писать не имеют права вообще)