Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2015 г. 00:01

113

4

В университете мне очень нравился курс «История литературы». Именно история, не просто литература. Потому что недостаточно на скорость читать книги, а через день не помнить ни сюжет, ни героев. По-настоящему прочитать значит осмыслить, обдумать и вынести что-то для себя. Пусть что-то крохотное, неосязаемое, но оно обязательно должно быть. И вот курс «История литературы» основывается не только на самих произведениях, но и на критике – настоящей, качественной и профессиональной. Как мне ее не хватает при чтении современной прозы, моего любимого жанра. Зато каждый раз читая классику, я заранее уверена, что в критике недостатка не будет. Анализ романов Тургенева – вообще красота. Тут не только Добролюбов расстарался, но еще и сам Тургенев регулярно пописывал статьи, которые служат одновременно отличным подспорьем для понимания его видения мира, его идей и его героев.

В своей статье «Гамлет и Дон Кихот» Иван Сергеевич четко различает и противопоставляет двух наизнаменитейших персонажей мировой литературы. И это ключ к его собственным романам. Гамлет – натура мечтательная, но не деятельная. Это Рудин. Дон Кихот – напротив, чересчур деятелен, ради цели готов на все. Инсаров во всей красе. Однако на мой взгляд, Рудин и Инсаров вовсе не антиподы, а близнецы. Они – отражение одной идеи. Рудина Тургеневу так и не удалось сделать «гениальной натурой», зато он почти этого достиг в образе Инсарова. Болгарин не оратор, но деятель. Он живет ради одной цели – освобождение порабощенной родины. Все, даже личное счастье, второстепенно. Он умен, скромен, благороден, молчалив – чем не «гениальная натура»? Инсаров такой же «лишний человек». У меня возникло ощущение, что в «Накануне» Иван Сергеевич продолжил поиск своего идеального главного героя. По большому счету он немного изменил декорации и отредактировал героев, а условия поставил почти те же. Если сравнивать два романа, то их сходство просто бросается в глаза. Елена и Наталья – одна и та же героиня и, надо сказать, далеко не главная, она служит только для того, чтобы оттенить Рудина-Инсарова, придать определенность его образу. При новых параметрах та же история получает иное развитие: женщина и мужчина-революционер вместе. Их связь снова кончается ничем. Она как бы изначально обречена на провал так или иначе. И каждый раз первым из нее выходит мужчина, оставляя женщину, которая в свою очередь поступает в соответствии с поведением партнера: Наталья оскорбленно уходит, Елена преданно жертвует собой. К сожалению, именно поэтому, по причине их абсолютного сходства, женские образы в «Рудине» и «Накануне» не кажутся мне удачными и сильными как самостоятельные персонажи. Разница же Инсарова и Рудина кроется в их прошлом. Трагедия детства болгарина закалила его дух и сделала его непримиримым. Если бы он рос в обычной благополучной семье, вероятно, из него получился бы тот же Рудин. Но второй Рудин Тургеневу был не нужен. Итак, Инсаров – «лишний человек», «гениальная натура» попытка номер два. И он вышел намного удачней. Хотя мне видится некоторая неприязнь Ивана Сергеевича к своему персонажу. В «Накануне» сам автор как будто больше симпатизирует приземленному Берсеневу или творческому Шубину, которые, однако, слишком обыкновенны, чтобы выйти на первый план. В результате произошел некоторый перекос в распределении акцентов, асимметричное построение сюжета, уравновешиваемое Еленой, опять не столько самостоятельной личностью, как вспомогательным предметом.
Зачем Тургенев «убивает» своего героя, еще даже не успевшего стать полностью тем, кем он должен был стать? Возможно, чтобы Инсаров не получился совсем уж идеальным на фоне Рудина, сравнивая таким образом счет среди соперничающих «близнецов». Возможно, чтобы Елена завершила свою вспомогательную роль: человек, способный своей недолгой жизнью так мотивировать других, уже не просто человек. Одно могу сказать наверняка: трудно придумать финал трагичней и эффектней того, что создал автор. Им же он и завершил спор, начатый Шубиным и Берсеневым в первой сцене романа о любви и счастье.

Лица на портретах всегда чем-то неуловимо похожи не только на модель, но и на самого художника. Так и образы главных героев Тургенева наверняка что-то «позаимствовали» у своего создателя, именно поэтому они вроде бы разные, но одновременно неуловимо похожие. Между тем, мне больше понравился роман «Накануне», чем «Рудин» или «Дворянское гнездо». Все-таки я человек и ничто человеческое мне не чуждо, тянет меня на героев, идеалистов, революционеров, покоряющих своим самопожертвованием. В настоящей жизни я бы вряд ли восхищалась таким характером, но как приятно наблюдать его через литературную призму, которая всегда приукрасит в нужную сторону.

Игра в классики.