Больше рецензий

ellesollo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2015 г. 17:48

729

5

Толковая книга в помощь начинающим.
Единственное, предполагает, что с такими словами, как «идея» и «сверхидея», например, читатель уже знаком и разницу приблизительно понимает.
Доступно и просто автор объясняет, что такое «логлайн» и «хай-концепт», почему они обязательно должны быть «убойными», и, собственно, почему они вообще должны быть в хорошем сценарии. Кого сделать главным героем, какую мотивацию (правильный ответ – одну из базовых потребностей) ему придумать, почему так важно развернуть второстепенную сюжетную линию, а главное, где в сценарии она должна начаться…
Бонусом идет несколько приемов («законов сценариста», как называет их автор), которые помогут сделать сценарий лучше: увлекательно преподнести скучную, но необходимую информацию, создать запоминающихся героев и т.д.
И пусть классификация фильмов по Шнайдеру вызывает большое сомнение (он взял и поделил все-все-все кино на десять категорий), зато веселые названия, например, «монстр в доме» или «у чувака проблемы» легко отображаются и надолго запоминаются.
Огромный плюсище книги – структура, которой предлагает придерживаться автор, дабы создать работающий сценарий. И реальные примеры. «Мисс Конгениальность» (с Сандрой Булок) автор буквально разобрал по косточкам, доказывая универсальность собственной системы.
Возможно, это немного бездушно, но сценарий это не квинтэссенция творческой мысли, не порыв и возвышенные идеи, сценарий – это механизм, пазл, набор элементов: собери воедино правильно, и оно сработает, возникнет та самая магия.
Думаю, всем пишущим придется по душе гениальная находка с доской и карточками. Пишешь краткое содержание эпизодов, расставляешь в нужном порядке – вуаля, скелет готов. Видны все огрехи. Где затянуто, а где дыра.
Отличная идея с маркировкой цветом тех же карточек, которые позволяют визуально за один взгляд отследить, как взаимодействуют персонажи, и пометки +/- и ><, где первая отражает эмоциональное состояние героя в сцене (которое обязательно в сценарии, в каждой сцене должно меняться, обязательно, иначе это не сценарий), а вторая отмечает противоборствующие силы (потому что без конфликта не может быть сцены).
В седьмой главе на примерах перечислены основные ошибки сценаристов и способы их исправления. А еще – практические задания после каждой главы, что очень и очень полезно, чтобы закрепить материал.
Кстати, в большинстве подобных книг авторы очень любят покрасоваться. Порой не ясно, читаешь практическое руководство или биографию. Здесь, конечно, без самолюбования не обошлось, но все так очень дозировано и к месту.
В общем, если вы иногда пишете сценарии или просто художественные тексты, «Спасите котика!» однозначно стоит почитать. Уверена, откроете для себя что-то новое.

Комментарии


Очень не понравилось, как писатель оценивает качество сценариев по сборам. Есть ведь куча отличных фильмов с прекрасными сценариями, которые еле окупили свой бюджет, в то время как никакущие блокбастеры (Трансформеры, к примеру) берут миллиарды. Крайне глупый критерий.
Так-же стоит отметить, что хорошее знание структуры не значит. что вы напишите отличный сценарий. По поводу этого нашел отличную статью на "Кинодраматурге"


Мерси боку. За то, что прочли рецензию. И за мнение.
Я не призываю слепо следовать всем советам и кромсать сценарий только потому, что переход во второй акт затянулся на 5 страниц. Нет.
Но книга определенно полезная! Широким массам )))
А вот статья, на которую вы дали ссылку, вредная. Опять же для большинства.
Согласна, по шаблону написать что-то, что за душу тронет, невозможно.
В то время, как интуитивный гений без любых схем и правил напишет потрясающий сценарий. Другой вопрос, много ли среди нас таких?
Почитают юные графоманы, возомнившие себя творцами, статью и на все "здесь сценарий провисает" будут орать "я художник, я так вижу".
В статье, на мой взгляд, много самолюбования. Но речь не об этом. Кстати, Емельянов сам говорит, что учебники нужны.
В общем, правила можно нарушать тогда, когда их знаешь. Это раз.
К написанию сценариев нужно подходить с душой. Это два.
К слову, мне кажется в наше время коммерческий успех - это тоже своеобразное мерило профессионализма. Не думаю, что сценарист "Трансформеров" сидел и мечтал, мол, сейчас я расскажу людям суперисторию с суперморалью, изменю мир, но заверну все это в упаковку с роботами, да. Скорее всего, он хотел срубить бабла. Что в итоге? Зритель платит, цель достигнута. Сценарист - кто? Правильно, профессионал )))


Все-же идеал - это что-то между этой книгой и статьей :D
Вот снова.. Цель должна быть не в том, чтобы зритель заплатил, а в том чтобы он остался доволен картиной (в книге об этом говориться, но это правило никак не увязывается с оценкой сценария по сборам). Разочарованных трансформерами людей огромное количество. Для примера можно взять и "Мир юрского периода". Сборы у фильма ошеломительные, но при всем при этом рецензии и отзывы очень неоднозначные (посмотрите на Кинопоиске или Rotten tomatoes)