Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2015 г. 11:59

260

4

Еще одна мука: это поколение тоже вынуждено страдать от наших воспоминаний. Почти невозможно нащупать равновесие, чтобы не обременять их мерзкими подробностями, но приглядеть, чтоб правду не забыли.

Мы все помним. Какими бы ужасными не были подробности, какую бы боль человеческую мы не пропускали через себя - мы должны помнить ужасы, горести потери, разочарования и, несомненно, радость победы. Иначе и быть не должно.

Данная книга о человеческом горе, всеобщем ужасе перед "чудовищем" господином Волком маленькой девочки и целого народа. История, сплетенная из воспоминаний, из сказочных историй и бурных фантазий. А может быть - это единое целое полотно жизни. В этом и представится разобраться.

Казалось бы, два разных времени - две совершенно разные героини. Одна - Криста, маленькая девочка, живущая с папой, вспоминающая сказки своей няни и мечтающая попасть в местный зоопарк. Другая - неизвестная Лили, найденная без памяти и "без души, машина с номером, а не человек" (с), она становится пациенткой известного доктора Бройера. Последний собирается проникнуть в тайны ее личности, дабы узнать всю правду о ней, но сам не замечает, как проникается симпатией к девушке.

В это же время, десятки лет спустя, Криста "прячется" от внешнего мира в сказках, которые она рассказывает своей единственной подруге - кукле Лотти. Да и сказки эти уж больно полны ужасов, смертей и потерь. Но все меркнет перед тем ужасом, который предстоит ей пережить, реальность оказывается более жуткой, в сравнении со сказками. Она теряет отца и попадает в тот самый "зоопарк" рядом с домом, становится одной из "зверолюдей" в полосатых одеждах. И это, пожалуй, драматичная и трагичная часть повествования. Для меня, да и для Кристы тоже. Ей предстоит столкнуться с этой реальностью, понять, что нужно запихнуть "глубоко-глубоко" свое я, постоянные "я не хочу" и "не буду" в зоопарке не действуют.

А в прошлом Лили пытается убедить психиатра помочь ей победить чудовище, найти его и убить. И всем будет хорошо. Но никто ей не верит, в общем-то, считая сумасшедшей, замкнутой в себе девушкой. Никто - кроме паренька Беньямина, которому бесцельно жаль ее. А симпатия между двумя молодыми людьми доводит доктора Йозефа до некоторой степени истерии и толкает на дикие поступки.

Но вновь по спирали романа мы возвращаемся в относительное настоящее. Криста находит друга, Даниила, которого она однажды накормила, когда папа еще был с ней. Этот мальчик становится ее душевной опорой и поддержкой, пусть она пока этого и не понимает. Он слушает ее сказки. И ради него она пойдет на многое, поступится своими принципами, сделает все, чтобы мальчик был цел. Любимые сказки оказываются хуже реальности, но будучи фантазеркой, она пытается повелевать сказками, их сюжетом. Каждый раз она придумывает что-то новое, каждый раз герои ведут себя по-разному...и незаметно для себя, для окружающих девочка начинает "повелевать сюжетом" жизни...и не только своей...

И на протяжении романа, мы вначале скачками переходим из одной истории в другую, потом легкими потоками нас носит по страницам романа, а затем мы сплетаемся с ним в одно целое, одна история связывается с другой, части мозаики складываются в единую картину, в одну большую...то ли сказку, то ли присказку, то ли это воспоминания, то ли история жизни...Но это что-то настоящее для двух детей.

Элайза Грэнвилл написала не магическую историю, магии тут мало. Это история, военная история через призму маленького человека. Это те самые сказки братьев Гримм, жуткие и "необработанные" сказки братьев Гримм. Они ловко вплетаются в сюжет, продолжают его и создают свою реальность. Она не играет с вашими чувствами, не давит на сострадание или жалость. Она создала головоломку, она просто покажет сказки. Покажет, как за кроликами будут ухаживать и делать массаж, а на людях будут тренировать собак. Поведает о том, что даже в "зоопарке" женщина хочет быть женщиной, а не скотиной, что друзья могут исчезать навсегда, а когда людям рассказываешь сказки, "никому не важно про красивые платья или украшения или большой дворец: всем интересно, что там ели".

Искать правды не стоит, принимайте написанное, как и указано в аннотации - "микс истории, тайны и сказки". История трогает, история завораживает и поглощает.