Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2015 г. 23:40

3K

Позвольте мне рассыпать пригоршню смешных и глупых мнений, из которых никогда не вырастет деревце сурового анализа, в отсутствии которого иные из вас решили меня укорить.
И сходу хочу рассказать позабавивший меня казус, дабы после не пытаться ввернуть его куда-нибудь. В определённый момент чтения, герой неожиданно начал мне напоминать Холдена Колфилда, а через немного персонажи вспомнили и соответствующую книгу; да вы что, шутите, подумал я, когда персонаж ехал в санаторий, поднимаясь в горы, и, если только дырявая память сохранила всё верно, описывал шум в ушах, вызванный изменением давления. И точно: немного погодя персонажи вспомнили "Волшебную гору". Мураками хоть бы попытался завуалировать подобные вещи, а то уж совсем не интересно.

Честно прочитав примерно до середины шестой главы, я отложил книгу, посчитав чтение оной делом изумительно неблагодарным. Вернулся к ней (но так и не сумел дочитать) только потому, что статья в википедии о японской литературе напомнила мне о ней, правда, несколько косвенно: сообщалось, что в Японии идут споры о творчестве господина Мураками и самым ярым критиком является давно интересующий меня Кэндзабуро Оэ. Оэ, конечно, маститый литератор, литератор сложный и глубокий, классик - в высшем смысле этого слова, и именно поэтому подростки никогда не станут его читать. И, одним словом, Мураками никогда до его уровня не подняться - это даже не обсуждается. Но Оэ идёт уже 8 десяток лет - и страшно за Японию. Если Оэ, - не дай Бог, конечно, (я сам удивился, повторив Воннегута) - надумает умереть, то останется милая Япония один на одни с Мураками, Бананой Ёсимото и иже с ними. Нам-то в этом смысле терять нечего - только наращивать, а вот Японии - есть. Вообще, классики этой страны (равно как и американские, но речь не о них) продержались на удивление долго. Условно недавно умер Кавабата, умер сложнейший и необычный Абэ, бровастый японец сделал себе харакири. (Как сказали бы тонкие стилисты, "себе" - лишнее слово, так как он априори не мог сделать его кому-то другому). Кстати, ты, мой читатель, быть может задаёшься вопросом, к чему я всё это говорю и не перехожу к книге? Всё будет. Но не рассчитывай на многое, ибо Мураками на 50% лишь предлог, дабы порассуждать о тщете бытия. Возможности такого повествования я научился опять же у японского писателя Танидзаки Дзюнъитиро - за что я последнему очень благодарен.
Абсурдно, конечно, и достойно всяческих нареканий, но в моём мышлении бровастый японец непостижимым образом связан с Мураками. Когда я смотрю на тексты старичка Харуки и предаюсь рефлексии на тему, почему же я не могу принять их и полюбить, то порой перед моими глазами словно тень или галлюцинация встаёт бровастый японец, и я смотрю на Мураками через его призму. Абсурд, но почему бы в пределах рецензии не всерьёз, а так, шутки ради, не принять такую позицию.
Я настаиваю на том, что тексты господина Мураками достаточно однотипны, а поэтому всё, что я буду говорить, автоматически проецируется и на "Норвежский лес". Меланхоличный текст, конечно, обладает своим очарованием - и только этим мой скудный ум объясняет пристрастие трудящихся масс к этим текстам вообще. Но не всякого очаровательного, умного и красивого захочешь сделать своим другом. Если бы текст книги вдруг воплотился в человека, чьи желания, мысли, поступки и интересы были бы обусловлены содержанием книги, то мы бы не пересеклись, как два вектора, бегущие в разных направлениях. Некоторую досаду вызывает у меня то, что это уже много лет не развивается: опять те же метущиеся подростки, та же любовь и тот же Битлз. Пользуясь случаем хочу сказать, что ненавижу Битлз. Даже бесконечно дорогой бровастый попытался изменить стилистику, а у Мураками как не было работы, так и нет. Пока писал, пришла мне в голову мысль самого крамольного содержания, сообщающая, что Мураками - Коэльо наоборот и опоэтизированная "мудрость из контакта". Дабы устранить возможные (и столь частые!) препоны, говорю, что здесь ни в коем случае не утверждается, что автор сознательно на это ориентировался, но в восприятии это преломляется именно таким образом.
В "Патриотизме" бровастого японца содержится, на мой взгляд, самая адекватная и по-настоящему, - а это нонсенс в литературном мире, - эротичная эротическая сцена, хотя я и против их наличия вообще, но если бы меня попросили вот так взять и оценить, то 10 из 10. У Мураками всё это (ну здесь хоть меньше, чем в "Охоте на овец") скатывается в стандартную пошлятину с обязательным перечисление кто кому что и куда вставил и кто там и что проглотил. Из-за этого создается впечатление, что тебя тыкают носом куда-то внутрь, в сырое мясо гениталий.
И как же меня утомили эти меланхоличные подростки, с их трижды иллюзорными проблемами, тревогами и умничаньем, обязательно простой и глубокий гг, который нравится всем женским персонажам поголовно и всё остальное. Один страдающий герой бровастого переплюнет всех их с их страданиями, бедами, горестями, если, конечно, эти слова не синонимы.
Есть ещё одна не бог весть какая причина, но, стараясь понять суть его творчества, я как-то посмотрел интервью Мураками. Жалкое зрелище, нужно сказать: тщедушный, утомлённый Нарзаном организм, одетый в голубую футболку, пытался что-то вещать на английском языке. И вглядываясь во все это, я понял, что Мураками никогда не сделает себе харакири (разве что напившись пьяным): нет корней этого деяния ни в нём самом, ни в его книгах. Ага, вот такие бывают причины.
Но вообще, я погляжу, что-то я заболтался, поэтому, одним словом:
- Не читайте Мураками - читайте классику.
- Так точно, j_t_a_i.
- Вот и молодцы.

Комментарии


Брови себе павыщепай


Зачем красоту портить?


Друга трудно найти, который башку хорошо сносит


Так это надо среди врагов искать!


Враг отрубит так, что ты будешь как индюшка с половиной головы трепыхаться. Тебе бы я не доверил этот процесс из–за несуразности. Друг должен быть не с руками, которые растут из жопы


Если бы я знал, что Вам голову уже снесли и притом так удачно, то я бы, конечно, воздержался от своего самонадеянного предложения.


В литературе примеров предостаточно, поэтому ты должен был понимать принцип. Раскольников, например, никогда бы не смог убить старушку только из-за того, что с большим бы успехом пропорол топором собственную ногу. Ипполит Матвеевич наверняка бы потерял бритву, порезался или что-то еще, но не донес бы ее до горла Остапа Бендера. Вас таких много, поэтому никто бы тебе японский меч не доверил. Еще порежешься и будешь скулить года полтора


Ну зачем так много слов? Я ведь только, что написал, что уже понял свою бестактность и ни на что не претендую.


Ты не расстраивайся. У тебя другое предназначение


Да нет, предназначение у меня именно это, но, как выяснилось, конкуренция большая.


Ну и какое?

твое предназначение - подтирать свои комментарии


"Утомлённый нарзаном" - "Измученное солнце"
Какая изысканная аллюзия!


Спасибо за бровастого – было здорово :)


Не читайте Мураками

Не будем-с :)


Замечательная рецензия, однако!
Прочитала у него "Хроники заводной птицы", которые явились моим знакомством с этим автором - и если честно, подумала что со мной что-то не так. Может я недостаточно глубокий человек, чтобы понять сие произведение? Просто столько людей, с виду умных, мне его нахваливали.
Но все же я решила дать Мураками второй шанс, и купила Норвежский лес, увы, до прочтения вашей рецензии!)) Поэтому совет в конце вашего опуса я нарушу, но, думаю, в итоге мое изначальное впечатление лишь подтвердиться, и придется эти книженции сбагрить какой-нибудь модненькой мамзель, взрощенной на "вконтактике" и Коэльо (кстати, сравнение понравилось - тоже в свое время почему-то обнаружила некоторое сходство между этими авторами).