Больше рецензий

21 апреля 2015 г. 03:30

84

3

Мир представляет для нас загадку, которая постоянно мучает нас, и никакие науки не могут избавить нас от озадаченности и беспокойства по поводу самого существования мира. Природа вещей находится за пределами нашей досягаемости, она недоступна опыту, непознаваема. Но мы можем иметь доступ к ней в нашем самосознании. Путь изнутри открыт для нас.
Шопенгауэр считал, что познать внутреннюю суть, в которую не проникнуть извне, можно через искусство и философию. Эдакий перевернутый трансцендентализм - парадная дверь закрыта, нет смысла стучать в неё, но можно построить чёрный подземный ход. Шопенгауэр размышляет об искусстве как о способе понимания мира. Искусство - это чувственная философия. Философия - душа искусства. Искусство является метафизическим по своей сути, в нём объединяется наш внешний опыт с нашим внутренним опытом, и, взаимодействуя особым образом, оно даёт иллюзию решения загадки мира. Искусство основано, как и философия, на очевидности и интуиции. Только формы у них разные - чувственная и интеллектуальная. Искусство говорит на наивном детском языке восприятия, а не на серьёзном языке размышления. Оно даёт нам лишь "мимолётный образ", фрагментарные моменты некой реальности, лишь отдельный пример, а не целое. Но при этом в искусстве содержится "вся истина", но только имплицитно, искусство не стремится представить изначальную природу мира в ясной и точной форме. Шопенгауэр провозгласил, что мудрость творчества замещает бездну небытия своим произведением.
Гардинер кое-где растекается мыслию по древу, запутывая при этом простейшую мысль Шопенгауэра. Но зато находит в Шопенгауровском тексте такие логические ошибки и противоречия, которые трудно заметить невооруженным глазом.