Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2015 г. 17:27

1K

3.5

Толстая книга. Красивый лабиринт на обложке. Многообещающее название. Привлекательная тематика. Умный автор. Хороший перевод. Востребованный формат. - Что ещё нужно для того, чтобы подарить себе несколько часов восхитительно познавательного чтения? Да ничего, кроме свободного времени! «Ах-х…», - выдохнула я с волнующим предвкушением, увидев эту книгу, и позволила себе поплутать и запутаться в её главах. Ах уж, эти мифологические структуры! Как они, вроде бы, напоминают структуры жизни. И как структуры жизни напоминают структуры магии. А уж как структуры магии напоминают структуры психики! А структуры психики напоминают структуры лабиринтов... Всё кентаврически смешалось в этой восхитительно простой и любопытной книге – и жизнь, и книги, и кино.

«Путешествие писателя…» берёт на себя функции своеобразного путеводителя по вещам, вроде бы, вполне знакомым, но в то же время открывающимся с необычной стороны. Уподобившись странствующему герою, мы отправляемся каждый в свою собственную Одиссею и там постигаем законы сюжетосложения, переживаем откровения и катарсисы, встречаемся со своими внутренними сущностями и понимаем, кто нам друг, а кто - враг. Жаль, что это путешествие не такое долгое и глубокое, как хотелось бы; жаль, что оно охватывает не все волнующие пространства, в которых хотелось бы побывать, тем не менее вместе с автором, организовавшим для нас это интеллектуальное паломничество к культурным истокам, мы пытаемся понять принципы, которые лежат в основе разных современных форм культуры – от психологической драмы до комикса.

Держа в руках эту книгу, я всё время пыталась понять, что же она мне напоминает. И в какой-то момент поняла - дореволюционное научно-популярное издание! Много иллюстраций, чем-то напоминающих карты Таро, короткие главы и ещё более короткие абзацы, не очень глубокий уровень аргументации, постоянное и настойчивое авторское присутствие на каждой странице… И во мне конкурировали два чувства: уважение к тому, что автору так удачно удалось сложить и структурировать сам по себе достаточно аморфный поэтико-архетипический материал, сделав его доступным для самого неискушенного читателя, и… раздражение от того, что книга всё равно оставляет чувство недостаточности и неубедительности, несмотря на авторские усилия и читательскую снисходительность. Хотя К.Воглер как бы между строк упоминает, что его «Путешествие…» может претендовать на роль учебника и даже на статус «библии сценаристов» (именно так!), это звучит немного… самоуверенно. Для учебника книга недостаточно точна и однозначна, а для Библии – не вполне убедительна. Тем не менее, она, конечно, может пригодиться как будущим сценаристам и писателям, так и всем, кто интересуется мифологическими и архетипическими структурами в искусстве и литературе, если они ничего об этом не знают и никогда не держали в руках других подобных «библий», например, книг В.Я.Проппа, К.Г.Юнга, Дж.Фрезера, Дж.Кэмпбелла, О.М.Фрейденберг, Е.А.Мелетинского или хотя бы Аристотеля с его «Поэтикой».

Прочитав «Путешествие…», вряд ли можно стать по-настоящему хорошим писателем, но иллюзия того, что «гармония поверяется алгеброй», появится наверняка, и это может стать первым шагом к литературному мастерству. Поэтому прочитать её всё-таки стоит: она есть некий ответ на своеобразный архетипический зов, который звучит в каждом из нас и, желая быть услышанным, понятым и объяснённым, ищет своего толкователя.

P.S. Моё путешествие в коллективное бессознательное вместе с К.Воглером состоялось в рамках игры «Спаси книгу – напиши рецензию» (34 тур) и, поскольку книга написана в некоторой учебной стилистике, мне - по аналогии - захотелось придать такой же характер и своей рецензии. Например, какие архетипы и символы можно усмотреть вот в этой милой скульптурке и какие сюжеты-сценарии сразу же начинают тесниться в голове?

картинка winpoo

Комментарии


Какая жуткая скульптура, на фото уж точно.
И что интересно - русалки не вызывают такого чувства, наверное потому как привыкли. потому как с детства на всяких картинках видим, а тут такое сочетание и не по себе.


Я думаю, это фотошоп, но дело не в нём, а в ассоциациях, которые рождаются при восприятии, а они вполне продуктивные. Русалки тоже могут вызвать непривычные и уж точно не романтические чувства, если начать действовать их образами в своём воображении, помещая их в типичные современные сценарии. В конечном итоге, видимо, дело не в архетипических и мифологических структурах, а в идее, которую хочет донести автор. Не зря ведь во все времена писательская доблесть состоит в умении придумать новый сюжет.