Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2015 г. 09:23

899

5

– В двадцатых годах были одни космические корабли, – говорил он, тыча вилкой вверх, – в тридцатых – другие, в пятидесятых – вообще третьи, и так далее.
– Какие еще в двадцатых годах космические корабли? – вяло спросил я.
Митёк на секунду задумался.
– У Алексея Толстого были такие большие металлические яйца, в которых через крохотные промежутки времени происходили взрывы, дававшие энергию для движения, – сказал он. – Это основной принцип. Ну а вариантов может быть много.
В. Пелевин, «Омон Ра», 1992

Человек любит тайны. Еще недавно Земля была такой обширной, неизведанной, нехоженой. Каких-то 150 лет назад еще почти ничего не было известно о внутренних районах Африки, Китай был закупорен для иностранцев, а Латинская Америка, хоть и пестрела новыми республиками, также оставляла простор для деятельности. Авантюристам и писателям было где развернуться. Конан Дойль запихал свой "Затерянный мир" на Амазонку, Хаггард свои "Копи..." в Южную Африку.

Но прогресс неумолимо сжимал мир, опоясывая его трансокеанскими пароходными линиями и стальными рельсами железных дорог, и ко второму десятилетию XX века Алексею Николаевичу Толстому пришлось прятать свои тайны от читателя уже на Марсе.

Получилось это у него великолепно. Классический до оскомины сюжет – путешествие джентльмена со слугой – неуловимо изменен революционными событиями в России, и вот перед нами Гусев, со всеми чертами какого-нибудь Планше, Паспарту или Сэммиума Скромби, однако в грош не ставящий своего капитана космического корабля, действующий самостоятельно и в духе XX века. Продолжающий и на Марсе учреждать республики и ниспровергать власть, желая присоединить к РСФСР целую планету («Это не то, что губернию, какую-нибудь, оттяпать у Польши»). Такой вот красный конквистадор в суконном шлеме.

Каюсь, читал в детстве приключения Джона Картера на Марсе. Марс Толстого интереснее, тоньше, эмоциональнее. Весь этот смутный мистицизм, какой-то даже оккультизм так живо дает представление о двадцатых, с их послевоенным синдромом, изменившимися рамками возможного, что любо-дорого посмотреть. Ну и подзаголовок «Аэлиты» - «Закат Марса» - говорит сам за себя. Здравствуй, Шпенглер ! Вот он, старый, дряхлый мир, вступивший в эпоху упадка, который будет сметен молодой русской кровью, людьми, смотрящими на других с непонятным превосходством. Так и просится строка из «Скифов» Блока. В который раз убеждаюсь, что книги – удивительные памятники (порой и кладбища) идей.

Кстати, Толстой одной брошенной мимоходом фразой о древних гигантских городах на Нигере открыл для меня культуру йоруба с ее потрясающими бронзовыми головами. Алексей Николаевич явно был знаком с работами Лео Фробениуса.

ИДМ выпустило «Аэлиту» с иллюстрациями Игоря Олейникова. Как прекрасен Марс его глазами! И как он мастерски работает с пространством! Судя по интервью, найденному в сети, Олейников давно хотел проиллюстрировать эту книгу и делал рисунки в стол. Здорово, что книга все же вышла!

Комментарии


Олейников вообще красавчик, люблю его работы!


Я тоже стал его фанатом, у меня есть два "Котобоя", "Баллада о маленьком буксире", "Рабочая азбука", теперь вот, благодаря тебе, и эта "Аэлита" :)


А мы любим его иллюстрации к книге стихов Хармса, а из последнего - "Джек и бобовый стебель" и "Бременские музыканты". Если будешь в издательстве "Речи" (кстати, они переезжают), посмотри какая красота эти книги!


Фантасты захватывают вселенную.
теперь и Марса мало, открываются всё новые и новые планеты))).
Но и Землю не забывают. Только теперь чудачат не в отдалённой Африке, а в главных городах планеты. и так страшно от этого(. лучше уж пускай в Космосе))


Это только во времена Толстого все казалось таким простым. Металлическое яйцо, валенки и ватники - и Марс наш. Увязли мы на Земле, на деле космос оказался сложным, неулыбчивым, вот и возвращаемся к ней, придумываем истории про нее. Хотя для психологического спокойствия действительно лучше про космос :)


"Далёкую радугу" Стругацких я как раз читала тогда, когда прочитала твою рецензию. И дочитав вновь скажу. Уж лучше в Космосе.


"Далекая радуга" мне всегда нравилась. В ней такой отлично соблюденный баланс саспенса, драйва и психологии. В том числе и нелицеприятных сторон человека.


как интересно!
не читала почему-то...
обязательно - в планы!


и цитата в тему!


Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду...

И вновь гумилёвский след :)


Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.

Верно подмечено:

Лось низко поклонился ей. Аэлита, не шевелясь, глядела на него огромными зрачками пепельных глаз. Ее бело-голубоватое, удлиненное лицо чуть-чуть все дрожало. Слегка приподнятый нос, слегка неправильный рот были по-детски нежны. Точно от подъема на крутизну дышала ее грудь под черными и мягкими складками.

Как смутно в небе диком и беззвездном!..

Ну да, тут они и полетели :)


Ты нашла источник вдохновения Толстого :)


ты первый :))

Такой вот красный конквистадор в суконном шлеме.

А если серьёзно, порой удивительные совпадения бывают.


Великое древо культуры, пронизанное бесчисленными внутренними связями. Звучит пафосно - а по сути правильно.


Любимое произведение! Как же хочется купить его в этом издании - но пока не судьба.


Люблю произведения Алексея Толстого. Но данное произведение смахивает на хорошую копию от эпопеи Э. Берроуза "Марсианин Джон Картер". Увы.


Так ведь на хорошую :) Я тоже читал про Картера, в рецензии его упомянул, но прямых заимствований не вижу, я думаю, что Марс был очень популярной темой. Та же "Красная звезда" Богданова.