Больше рецензий

13 апреля 2015 г. 15:49

1K

4.5

Если у меня когда-нибудь будут дети, то я обязательно перечитаю эту книжку во второй-третий-четвёртый раз. Но и без них я прочитала с удовольствием, потому что мне близки воспитательные принципы из этой книги, я люблю мотать вещи на воображаемые усы заранее, да и немало у меня знакомых, кому эту книжку я буду неудержимо советовать. Ведь она очень хороша.

Поначалу я справедливо опасалась, что внутри окажется стандартная американская поучительная жвачка: два-три предложения по делу и разливанное море воды и поучительных выдуманных историй про каких-нибудь знакомых Джорджа или Кэтрин, с которыми случались идиотские сферические истории в вакууме, которые к реальной жизни мало бы когда имели отношение. К счастью, ошибалась. Автор книги — одержимый своей дочуркой отец, который пишет на основе собственного опыта, а когда рассказывает кулстори, то они не гипотетические или случившиеся с его ненастоящими знакомые, а самые что ни на есть реальные. С детьми в этом плане просто, они гениальных историй и происшествий могут по сотне в день генерировать.

Как и всякий любящий отец, желающий вырастить из ребёнка если не сверхчеловека, то хотя бы не бездумного раба телевизора/компа/гаджета, автор книги всерьёз обеспокоен тем, как приучить ребёнка к чтению. Как он справедливо замечает, недостаточно для этого только самому любить книги — подобное может служить хорошим стимулом в уже сознательном школьном возрасте, но на совсем мелкотени не работает. А батя логично утверждает, что чем раньше ребёнка сведёшь по жизни с книгами, тем меньше потом проблем будет с развитием, любопытством и массово-задротским отуплением.

Наверное, в этой книжке мне больше всего понравилось то, что львиную долю повествования автор уделяет реальной современной проблеме — гаджетам. В самом деле, им гораздо проще захватить внимание даже крошечного ребёнка, чем книжкам. А после увлекательных анимашек на планшете фиг уже заставишь ребёнка привыкнуть к книжке, где картинки не двигаются. Воображение притухло. Так что автор очень много твердит о правилах обращения с мультимедиа, на сколько ребёнку и с какого возраста можно давать играться в такие вещи самому, чего нужно избегать, что нужно контролировать, какие приложения следует скачать. Тут, конечно, для нашей страны список малополезен, хотя можно поискать аналоги. Но для США, думаю, эти советы вообще незаменимы.

Вообще, Джейсон Буг сразу честно предупреждает, что эта книжка не из разряда тех, которые облегчат вам жизнь и разгрузят ваш плотный график жизни с маленьким ребёнком. Напротив, с ребёнком времени придётся проводить куда больше и плотнее, но это единственный способ вырастить из него цельную личность, способную противостоять внешнему огрубляющему миру. Да, в воспитание нужно вкладываться потом и кровью. Но результат того определённо стоит.

Так про что же вообще книжка Джейсона Буга? Она о том, как при помощи книг помочь своему маленькому родному человечку стать цельной личностью. Для этого к книжкам нужно привыкнуть (да и не каждый ребёнок априори любит книжечки), для этого книжки нужно правильно подбирать, правильно с ними работать и дополнять-дополнять-дополнять различными штуками. Особенно это актуально для совсем малышей. Им недостаточно просто прочитать текст, тыкая пальцем в картинку, а потом завалиться спать с чувством выполненного долга: "Прочитал ребёнку сказку — галочка". Всё гораздо сложнее — и именно о технике "широкого", включённого, интегрированного в другие сферы жизни чтения и ведёт речь автор.

Само собой, в книге много рассказывается о том, какие книги стоит выбирать: по какому принципу, что в них должно быть, что в них быть не должно, какие книги понравились лично его дочке и почему. Автор даёт целую кучу имён-названий-паролей-явок. Многие книги есть в переводе, так что их можно хватать. Остальным есть смысл искать наши русские аналоги, по крайней мере, становится понятно, на что именно следует ориентироваться. В конце книги автор даёт подробный список литературы по годам ребёнка, начиная с рождения и до школы, но отечественные редакторы решили не переводить его дословно, так как большую часть книг на русском не издавали. Так что список они адаптировали под наши возможности книжного рынка. Получилось... Неплохо, но чуть хуже, чем в оригинале. Винить в этом редакторов не буду. на самом деле, у нас просто очень ограниченный рынок качественных изданий, а уж игровых и вовсе нет. Я аж зубами скрипела от зависти, когда читала про все эти книжки с пальчиковыми куколками, движущимися картонными фигурками (помню такие советские, ух, как я их обожала!), мохнатыми и другими текстурными рисунками... У нас таких изданий — единицы, да и качество у них невысоко, что невероятно удручает. А казалось бы, какое это поле для деятельности! Ведь книжки, как вещь хрупкая в руках малышей, долго не живут, при этом быстро попадают в любимые, так что одна семья может "потребить" сразу несколько экземпляров одной и той же книги. Чистая прибыль издателям.

Немало внимания автор уделяет иллюстрациям. Да что там немало — постоянно говорит о важности их качества (и опять укоризненное покачивание головой в сторону российских издателей. Ну есть ведь у нас прекрасные иллюстраторы, не только советские, но и сейчас много талантов. Что же вы их рисунки не печатаете?) Подробно расписано, на что надо обращать внимание при работе с ними: где пищать и мычать, где шуршать и махать руками, где делать вид, что пытаешься откусить кусочек от вкусного пирожка на картинке, где обращать внимание на мелкие детали. Немало Джейсон Буг говорит о важности приучения ребёнка к богатству цветовой палитры — надо обращать внимание на богатство оттенков, проговаривать их названия, обязательно упоминать об общей гаммы рисунка. Ведь восприятие множества оттенков цвета напрямую связано с развитием воображения и интеллекта. Чем больше, тем лучше.

Думаю, вы уже догадались, что книга предельно практична. Конкретные советы, конкретные техники, рядом — конкретные же примеры. Где можно читать, как заставить читать при капризе, что делать, если книжка не понравилась, что делать, если ребёнок вообще не хочет слушать чтение. Всё понятно и по полочкам, почти всегда есть варианты — не получилась такая штука, так попробуйте такую. Единственное, что не меняется, так это факт, что с ребёнком нужно проводить очень много времени.

Очень нравится мне ещё и тот факт, что в методике Буга напрочь отсутствует тоталитаризм. То есть, он не заставляет ребёнка мучиться с определёнными книгами, которые кажутся ему полезными и общепринятыми. Он показывает, как следует работать с личными интересами ребёнка. И эти интересы обязательно нужно подкреплять чем-то кроме книжек. Почитали интересную книжку про динозавров и ребёнку интересно? Бегом в палеонтологический музей. Или в энциклопедии. Или слепите скелет динозавра из пластилина. Понравилась книжка про травку-муравку? Вперёд в парк, собирайте листья и гербарий, подпишите их все. Заинтересовала книга про астрономию или физику? Вы знаете, что делать. Весь интерактив мира для вас, а ребёнок при помощи книжек и выражения восторга сам покажет, к чему лежит его душа. Ну, пройдёт потом увлечение динозаврами бесследно. Зато останется в памяти много ценных сведений и опыт впитывания информации.

Ну и, конечно, автор подробно рассказывает, как с ребёнком нужно беседовать во время чтения. Какие вопросы задавать, какие сказки сочинять, словом, как заставлять ребёнка самому шевелить мозгами, а не тупо слушать механически проговариваемый текст. Тут чуть не слёзы на глаза наворачиваются, когда он говорит о первых робких успехах своей дочки: о сделанных вручную книжках, о придуманных вместе сказках... А потом и о её общем уровне развития, который оценивали скучнющие дяди-специалисты из центра развития при помощи тестов. Батя всё сделал правильно. Совершенно без загрузки ребёнка, без зубрёжки и прочей тоски, что детям смерти подобна, она на несколько лет опережала своих сверстников. И не потому, что изначально родилась гением, нет, обычный ребёнок. Просто батяня хорошенько вложился в развитие её любознательности и искреннего интереса к миру.

В общем, книжка прекрасна и полезна всем, кому небезразлично собственное дитя. А уж читающим родителям — настоящее раздолье. Есть, конечно, и минусы, которые теряются на общем фоне. В частности, автор очень много говорит о конкретных приложениях для айфона и постоянно на них акцентирует внимание. Ну, это косяк региональный — он же не думал, что его творение разойдётся дальше пределов США. Для нас это неактуально. Бывает. Будь у нас тут айфон у каждого второго, а уровень развития программного обеспечения таков же, то мы бы за эти вставки спасибо сказали.

Даже удивительно, что остались ещё "хау-тушки", которые написаны по делу (ничего лишнего!), с душой и не по стандартному шаблону.

Комментарии


Очень нравится мне ещё и тот факт, что в методике Буга напрочь отсутствует тоталитаризм. То есть, он не заставляет ребёнка мучиться с определёнными книгами, которые кажутся ему полезными и общепринятыми.

Верно подмечено!

Тут еще интересен открытый финал, ведь девочке всего 5 лет. Хотелось бы увидеть апдейт лет через 5 :)

Кстати, спасибо за совет.


Думаю, он ещё напишет. И лет через N-цать можно будет ждать пособие по коммуникации с подростком. Увлечённых родителей так просто не остановишь, особенно, если им и правда есть, чем поделиться.

Я вообще эту книжку направо и налево советую всем, у кого дети есть, даже вот так, через других людей. Главное, мужу не показывать.


Главное, мужу не показывать.

А почему, если не секрет?


Любит детей, любит книги, любит проверять теории на практике. Не дай б-г вдохновится такой книжкой и сразу ему вынь да положь детей мешок.


А, вот в чем дело :)


так он же у тебя тоже лайвлибовский, как тут не покажешь?)


Запросто. Он редко меня читает.


Хитрый способ спрятать отзыв на виду :D


Ну нет, я не согласна насчет ограниченного рынка, просто сейчас в принципе детских книг до жопы и говна тоже порядком, поэтому нужно в них рыться. Рыться сам мало кто любит, поэтому ситуация "пришла в магазин, попросила самую красивую про принцесс, а принесли богомерзкую розовую нёх" распространенная, особенно у бабушек-теть.


Наверное, я просто жадина, мне не хватает именно выбора интерактивных книжек. Из них почему-то чаще всего вижу только богомерзкие пищалки, то есть книжки, в которых на кнопку жмёшь, а они орут или трезвонят. Сущий ад.


Но они же очень ненадолго годятся и относятся к категории игрушек скорее.


Не сказала бы. Ну, с пальчиковыми куклами - да, там для маленьких. Но для маленьких ведь почти все книжки так или иначе больше игрушки. А вот с движущимися картонными фигурками — как раз для более старшего возраста, когда уже книжки не рвутся в момент.У меня в детстве было штуки три, причём одна очень занудная (что-то там про море), но я их страшно любила и тряслась над ними, как Кощей, чтобы только нигде ни один зубчик не отлетел от замка или фестончик от платьица.

А ещё в Чехии трогала классные книжки про животных, где у них у всех на картинках шкурки были мохнатые, чешуйчатые и шершавые. Радовалась, как малолетний идиот. Но там не просто были картинки такие, а сборник сказок про животных, довольно много текста.


Но там не просто были картинки такие, а сборник сказок про животных, довольно много текста.

Вот именно! У нас вроде бы тоже есть такие вот книжки с мохнатыми картинками, но этими картинками всё и ограничивается. Что же касается текста, то максимум по одному предложению внизу листа. Да и стоят такие книжки запредельно дорого.

P.S.
Спасибо за толковую рецензию. Думаю, книжка очень пригодится.


Я аж зубами скрипела от зависти, когда читала про все эти книжки с пальчиковыми куколками, движущимися картонными фигурками (помню такие советские, ух, как я их обожала!), мохнатыми и другими текстурными рисунками...


Судя по моей подруги, которая накупила уже целый шкаф книжек своему двухлетке-сыну, и у нас всяких таких клевых книжек полно)

Спасибо за рецензию! Сама этой книгой заинтерсовалась - с приглядом на возможное будущее)))


Огромное спасибо, за толковую рецензию, уже заказала книгу, нам сейчас как раз очень актуально.


Спасибо за рецензию!
Я счастливый папа 2-х читающих взахлеб 8-ми леток, но, все равно, взял книгу на заметку.
Слепить скелет динозавра - прикольная идея!
Слепить Денискины рассказы, правда, посложнее... :) но можно что-нибудь придумать. Например, смастрячить ракету. (на инкубатор я вряд ли решусь. :) )


Рецензия отменная! Сама недавно ее (книгу) прочитала, осталась в диком восторге.


Опа...у меня как раз 5-ти летка...надо срочно прочитать)))


Когда-то заинтересовала ваша рецензия, а теперь и книгу прочла. Такие произведения здорово мотивируют и поддерживают. Даже если какие-то приёмы уже применялись интуитивно, то книга обобщает их, а ещё побуждает почаще включать креатив, и, конечно, подкидывает новые идеи для интересного и полезного времяприпровождения с ребёнком.
Очень удивило, какой у них там подход в библиотеках к мелким. Всячески поощряют читать самых маленьких, и призы за каждую прочитанную книгу, и корзины с книжками-картонками, чтоб годовалые и двухлетние могли самостоятельно выбрать книгу.


Да, это очень круто. Я бы сама в детстве не отказалась почитать за золотую наклейку или какой-то другой мелкий, но видимый и осязаемый бонус, потому что как раз в маленьком возрасте такая мотивация очень подбадривает и не даёт надоедать "игре в чтение". И детишки в отличие от взрослых никогда не будут читать ради самой этой награды, но всегда порадуются её наличию.


Конечно, это именно игровой момент. Интересно, а как у нас в библиотеках дела обстоят?
Не думаю, что также радужно, можно теперь смело приводить пример с библиотеками, когдакто-то заведёт шарманку о тупых американцах.