Больше рецензий

Amid29081992

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2015 г. 19:30

956

4

Многие читающие люди априори не хотят копаться в биографиях любимых авторов. Чтобы не разочароваться в личности кумира, представление о которой создается по большей части благодаря творчеству писателя, а потом уже из тонкостей личной жизни. В общем-то, и я не сторонник того, чтобы рыться в хронологической пыли. Однако Ремарк стоит особняком. Это целая эпоха моей жизни, единственный автор, романы которого читались залпом, друг за другом, пока я не ознакомился с самыми известными произведениями знаменитого немца.

Триумфальная арка была первой книгой Ремарка, поэтому она мне особенно дорога. На неё я написал одну из первых своих рецензий. Даже не здесь, а в группе почитателей творчества Ремарка в ВК. Потом, конечно, она перекочевала на Лайвлиб. И хотя отношение к главной героине изменилось по прошествии нескольких лет, первые ощущения от книги, которая была целым миром, незабываемы. О них вы можете прочесть тут. Пародон за кривое оформление текста)))

И вот, имея в своём багаже 13 произведений Ремарка, я всё-таки решил прикоснуться к его письмам. Захотелось вновь пообщаться со старым другом, вспомнить впечатления от Арки, глубже проникнуться образом Жоан-Марлен. Да и сейчас такой период, когда в жизни есть некоторые перемены, с которыми нелегко, но необходимо мириться и даже стараться радоваться происходящему, иначе просто не выжить. Думаю, Ремарк испытывал нечто похожее, когда писал Марлен, особенно последние письма.

Вообще мне непривычен эпистолярный жанр. Совсем. Однако талантливый человек талантлив во всём. Конечно, Ремарк, пишущий письма, не восхищает настолько, как Ремарк=литератор. Он даже сам невысокого мнения о них:

Зачем писателю писать письма? У других это получается лучше.


И всё же мне было интересно их читать. Навсегда легко, иногда они были слишком откровенными, иногда чересчур романтичными, иногда бессвязными. Более того, прекрасно понимаю, что эта переписка могла быть полна художественного вымысла, ведь Ремарк – писатель. Однако есть нечто, очаровывающее меня в манере этих писем . Пожалуй, назову это чувственностью или искренностью. То есть Ремарк не стыдился того, что испытывал. Хотя бы перед самим собой. Хотя бы перед объектом своего вожделения. Хотя бы даже перед бумагой!

Люблю, пока любится, ревную, пока ревнуется, страдаю, пока страдается, мечтаю, пока мечтается. Этой слегка измененной песенной строчкой можно охарактеризовать лейтмотив писем.

Да, очень часто мне было его по-мужски жаль, иногда он был просто смешон в своём романтизме и слегка детской наивности. В книгах он представлялся более приземленным. Представляю, как иногда забавлялась Марлен столь высокопарным речам. Ведь ей не было чуждо внимание поклонников, но есть вот такой рыцарь, который готов на всё.

И всё же Ремарку надо отдать должное за умение так любить, не подменяя этого священного понятия дружбой, за умение ждать, верить в лучшее, прощать, быть собой, в конце концов.

Особенно интересна была та часть, когда я, наконец, увидел ответы Марлен. А то было ощущение, что это просто письма в пустоту. И хоть Дитрих не писала так проникновенно и красиво, но читать тоже было интересно.

Я не буду здесь приводить наиболее запомнившиеся отрывки из писем. Всё-таки они слишком личные. Кто захочет, ознакомиться сам.

Добавлю ещё несколько субъективных замечаний:

1 Если бы не такая страстная любовь, которая со стороны кажется абсурдной, разрушительной для Ремарка, даже иногда наигранной, то, скорее всего, мир не увидел бы шедевров, созданных страдающим гением. Напрашивается параллель с Ван Гогом, так и не нашедшим свою музу. Поэтому, на мой взгляд, только отношения с Марлен давали Эриху силы жить и творить. Поражает его преданность. Ни разу не увидел я ненависти и серьезных упреков в адрес Марлен, пусть даже она так искусно выматывала ему нервы.

2. Если Вы не любите и не понимайте Ремарка, Вам категорически запрещено читать эту книгу. Автор станет бесить Вас ещё больше.

3. Если Вы считаете Ремарка практически родным человеком, если когда-либо испытывали любовь, граничащую с безумием, если до сих пор влюблены безответно и не знаете, как с этим жить, смело берите в руки «Скажи мне, что ты меня любишь». Почти уверен, что если в третьем пункте выполняется хотя бы 1 условие, то роман станет для Вас глотком свежего воздуха и, возможно, даже лучом надежды.
8/10

Прочитано в рамках Игры в классики. Немецкая литература. bezkonechno Благодарю тебя за совместное чтение. Забавно, что закончили в 1 день и хорошо, что тебя Письма тоже не разочаровали. Кстати, если бы не предстоящее обсуждение Арки с тобой, ещё нескоро бы за них взялся:)

Комментарии


Давно хочу прочитать эту книгу, и, признаюсь, причина даже не совсем в Ремарке. Мне хочется если не понять, то хотя бы увидеть за что Ремарк так любил Марлен, какой он ее видел под этой эффектной внешностью... Очень интересно )


Ну тогда буду ждать мнения. Интересно впечатления сравнить:)


Чтобы не разочароваться в личности кумира, представление о которой создается по большей части благодаря творчеству писателя, а потом уже из тонкостей личной жизни. В общем-то, и я не сторонник того, чтобы рыться в хронологической пыли. Однако Ремарк стоит особняком. Это целая эпоха моей жизни, единственный автор, романы которого читались залпом, друг за другом, пока я не ознакомился с самыми известными произведениями знаменитого немца.

Надо не очаровываться прежде всего:) а я в целом не любитель нехудожественной литературы, но вот в последнее время биографии и письма очень даже идут:) В любом случае письма Ремарка очень хороши!
Залпом — это круто! Я так только "Гарри Поттера" читала!) символично, что эта книжка - 13-тая:) Много еще осталось? А что-то из знакового?

глубже проникнуться образом Жоан-Марлен.

Получилось? Потому что для меня вышло, что эта книжка больше об отношении Ремарка к Марлен, соотвественно тут больше Равика. Но мне Равик очень нравится!

Навсегда легко, иногда они были слишком откровенными, иногда чересчур романтичными, иногда бессвязными.

Очень точное определение, как и искренность, отсуствие стыда, ведь не зря гоаорят, что мужчины более закрыты, нежели женщины, а тут такое откровение! А переписка, наверное, однородной не бывает.

Представляю, как иногда забавлялась Марлен столь высокопарным речам. Ведь ей не было чуждо внимание поклонников, но есть вот такой рыцарь, который готов на всё.

Я тоже это представляла. Я думаю, что Ремарк не один такой рыцарь у нее. Очень жаль его и правда. Потому что я склонна верить его письмам.

любовь, которая со стороны кажется абсурдной, разрушительной для Ремарка, даже иногда наигранной, то, скорее всего, мир не увидел бы шедевров, созданных страдающим гением

Иногда любовь даже такая нужна для вдохновения, потому правда. Как минимум "Арки" не было бы.

Если Вы не любите и не понимайте Ремарка, Вам категорически запрещено читать эту книгу. Автор станет бесить Вас ещё больше.

Тысячу процентов да! Я бы вряд ли стала читать переписку человека, которого не люблю.

Спасибо тебе огромное за рецензию! Открываю для себя совместное чтение, рецензии получаются такие разные, даже если мнение одинаково, как у нас с тобой! Спасибо тебе! Я бы тоже не знаю, когда приступила бы к переписке, если б не твоя подсказка:)


Приятно, что мы снова так совпадаем!

Насчет того, получилось ли проникнуться Марлен, то тоже соглашусь с тобой. Я думал, это действительно будет переписка, хотя Дитрих в ней совсем мало. Но, разумеется, Равик мне всё равно симпатичней)

Насчет того, сколько ещё осталось, я не считал. Точно могу сказать, что читать ранние произведения желания нет, ибо в Гэм разочаровался, но на полке ещё лежит недавно изданный сборник рассказов От Полудня до полуночи и пьеса Последняя остановка, тоже недавно вышла. Их надеюсь до конца года прочесть) Всё-таки интересен Ремарк в необычных для него жанрах.

Насчет знакового, тут вообще всё непросто, но попробую: поскольку у тебя в ограничениях стоит литература на военную тему, однозначно советую Черный обелиск. Пожалуй, самое необычное по стилю, хотя и немного тяжеловатое для восприятие произведение. Я его лишь со второй попытки "распробовал", но оно прекрасно по-своему. И ещё Возвращение. Это уже о послевоенном времени, о вернувшихся с фронта солдатах, пытающихся жить заново. Очень философская вещь, некоторые выдержки до костей пробирают. Но непосредственно описаний войны почти нет. В основном рассуждения людей о сломанных судьбах и т. п.

Всё остальное не военное похоже по атмосфере, сюжету и даже концовкам на Арку и товарищей, но лично для меня послабее. Надеюсь, чем-то помог, приятного чтения)


Еще бы:) Я тоже очень рада:)

Одно из изданий озаглавлено "Письма к М. Дитрих" - это блже к истине. Хотя так или иначе, а жалеть не о чем - письма прекрасны.

Гэм мне понравилось, хотя произведения и на половину не такое яркое, как два мною прочитанных. Язык там потрасающ, как и описания природы, которые я частенько опускаю.

О, спасибо за советы! Прислушаюсь к тебе. как к знатоку автора. А военная тема... С Ремарком, думаю, можно попробовать не обращать внимания на ограничения. Но это чуть попозже. Спасибо тебе огромное и за советы, и за хорошую компанию!


Я не буду здесь приводить наиболее запомнившиеся отрывки из писем. Всё-таки они слишком личные.


А у меня не осталось впечатления, что я читаю чужие письма и вторгаюсь в чью-то личную жизнь.
Великий писатель, Ремарк создал великие любовные послания.
От вымышленного мужчины - вымышленной женщине.
Те несколько уцелевших писем Дитрих совсем не шедевры, в отличии от от писем Ремарка.
Но это письма живой женщины живому мужчине. И они - не любовные послания.
Вот им я почему-то верю.

Отличная рецензия, заставила вспомнить книгу!


Да, в ваших словах, безусловно, есть рациональное зерно. И спасибо за комплимент рецензии. Честно, вообще не ожидал, что она на главную попадет)