Больше рецензий

Feuervogel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2015 г. 19:06

1K

4

Мда...
Да нет, книга вовсе не плоха, автор вовсе не исписался, и вообще я не собираюсь тут сейчас ругаться или жаловаться, но, пожалуй, впервые меня после прочтения книги Фрая посетило чувство, что мне совершенно не хочется о ней писать. Потому что я привыкла писать о книгах Фрая взахлеб, фонтанируя диким восторгом от того, как всё очевидно ладно-чудно-замечательно-прекрасно-гармонично-продолжить список в соответствии с выбранным к описанию томом, специи по вкусу. А тут внезапно совсем не так всё очевидно.

Сразу оговорюсь, что пишу сейчас скорее для того, чтобы за компанию с остальными почитателями Фрая подискутировать на тему места произрастания ног и окололитературной оценочной лабуды, потому что не читавшим мне как-то вот правда толком нечего сказать, кроме того, что моё глупое чувство хочет, чтобы вам понравилось больше, чем мне. А вот посоветовать читать между строчек на сей раз не выйдет, о чем далее.

Итак, товарищи, за что я люблю эти книги? Думаю, логично, что не за красивую обложку, а за то воздушное пространство между строк, откуда вылавливаются бесценные золотые осетра внутренних прозрений и озарений. Уже потом - за стиль, развлекуху и юмор, которые идут бесплатным соусом к волшебным рыбинам. И если до сей книги все было идеально, то вчера вечером, закрыв последнюю страницу кошмаров, я пыталась понять, что ж там стряслось у Мартынчик, во что она вступила, с кем подписала неправильный контракт на душу, где объелась дурных ягод, и что вообще такое.
Хотя, видимо эта книга будет тем единственным случаем в литературе и моей практике написания рецензий, когда я рискну в лоб предположить, что Светлану тоже заботит и ранит нынешняя геополитическая ситуация, и она не смогла нормально сконцентрироваться на книге и определиться, чего ж ей хочется выплеснуть на свои страницы - вроде бы, чего-то доброго и светлого хотелось, а и мрачного-тревожного просилось, в результате повар отвлекся, ингредиенты смешались в кисель, вроде вышло съедобно, но шалость-то не удалась.. А там какой-нибудь АСТ нависает с уже готовой обложкой и датой тиража, мол, смотри, мы согласились делать все классно и красиво, но нам же надо продавать, давай скорее текст! И, к слову, белой волшебной мелованной бумаги мы больше предложить не можем - вы ж понимаете, кризис, пояса, всё такое...
В общем, конечно же я по умолчанию прощаю все далее упомянутые недочеты, списывая их на вышеописанное допущение, да и без него - автор как минимум 20 бумажных кирпичиков, уверенно заслуживающих оценки "очешуетительно, омфг, браво, бис!!!", заслуживает понимания и доверия не смотря на один том, не столь безупречно блистательный. Я верю в лучшее и вам советую.

Но давайте я прекращу словоблудить хуже Макса и собственно, приведу обоснуй моего недоудовлетворения.

Текст не дышит!!! Сама ж Мартынчик где-то когда-то писала, как важно оставить воздуха, разгуляя для воображения и мысли, того самого пространства между строками, где в голове у читателя должно твориться самое интересное. Здесь же воздух подменяется на недосказанные упоминания закадровых событий, мол, дофантазируйте сами, вы ж умеете. Да, умеем, не вопрос, но это совсем не то! Зачем мне фантазировать на тему того, как там Макс выполнял служебные обязанности, бегая по следам мертвецов - мне об этом рассказывали уже раньше, и эта недосказанность не играет так, как странные царапины на мимо пройденном дверном косяке, о причинах появления которых можно навскидку сложить штук десять историй разной степени правдоподобности. Я хочу думать о другом - я хочу, чтобы вброшенным в меня зёрнам смысла давалось время и место раскрыться и зацвести, а на сей раз Макс душит всё и сразу многословными и детальными (автоправка раза три попыталась заменить слово на "летальными", и автоправке явно виднее) разъяснениями. Не понимаю, зачем вдруг стало нужно всё разжевывать до такой степени? Не иначе, Мартынчик явно пошатнулась в своей вере в человеков. В общем, именно с литературоведческой (в меру моей более чем скромной компетенции в данной сфере) стороны, данный текст меня разочаровывает отсутствием уже ставшего привычным и необходимым высшего пилотажа.
Вот кто читал Элтанг, первые две книги, и Куманику - особенно, те поймут, наверное, о каком воздухе и пространстве я тут скорбно печалюсь.
И, кстати, именно эта плотность текста, что некуда щепку засунуть, делает его совершенно напрочь неперечитываемым! И это уже тревожный звонок во всю мощь, потому что не было еще у Фрая таких книг, чтоб по закрытии не тянуло срочно перечитать - а тут я и в других рецензиях уже наткнулась, что по второму кругу книга растягивается на недели, и сама почуяла, что все настолько уже и так понятно, что зачем ещё-то раз, увольте-с..

Причем, читалось мне легко и приятно, было и смешно и интересно, и интрига всё-таки была(о да, с обложкой вышел знатный стёб, я прямо-таки не знала на что ставить - то ли нас изящно водят ща нос, то ли злобно спойлерят, то ли всё и сразу), и в целом два вечера были проведены более, чем приятно! Но я же не могу, даже ради любимого автора, отказать себе в анализе, я в этом плане не так крута, как Лонли-Локли. И тут, конечно, что в Мастере ветров и закатов было гениальным, простым и логичным изыском построения, то здесь уже казалось какой-то нескладной дисгармонией. Я про построение насыщенности сюжета. Да-да, именно про то, что какой-там 300, я все 400 страниц ждала, когда ж начнет происходить разруливание сюжетообразующей проблемы, а потом, ощущая руками жалкие листов 20 до конца, искренне думала, что мне сейчас скажут, что продолжение - в следующем томе. И тут, внезапно, увы, Фрай не Кинг (хоть я и не читала самого Кинга, но какой судья ДП не знает после минувшего января о Кинге всё? %) ) и гениально разрулить на трех листах не вышло, как и нагнести саспенс до крайней точки на всех предыдущих 400 с лишком. Хотя, задел был, финал не без элегантности, безусловно, но можно, можно было лучше - ведь может и умеет! *в данном месте я просто пожму плечами, ибо о причинах и т.п. я и так уже позволила себе поизмышлять больше положенного*

Дальше прям адовы спойлеры, предупреждаю.

А вообще, всё бы это ничего, но блин! Кому там слишком мало кошмаров? Их тут не мало и не много, тут один гигантский сплошной кошмар, и имя ему - Мусор!! Это же просто ужас, что такое! Нет, правда, если не вдаваться на глубину, которая всё же есть, то можно сказать и так, что Мартынчик написала книгу о строительном мусоре и чуваке, главная специализация которого - магическое производство конфеток из говна! О_о
И это не Правильно, и это отсутствие _Правильно_ типало, мелко царапало и подбешивало меня всю книгу. И всю книгу я ждала от Малдо подвоха, и продолжаю ждать, и я бы ни капли не удивилась, если бы он как минимум попытался украсть силу Макса или поменяться с ним местами, да хоть приманить на тот же порошок и найти способ сожрать! И это было бы более правильно, нежели изображать из него глупенького вундеркинда. Копец. Просто то, что делают эти новые древние архитекторы - это же не правильно, нельзя, если я вижу конфету, сделанную магическим способом из навоза, то какая бы вкусная и замечательная она не была, никто не убедит меня её съесть. И как бы красив и прочен ни был дом, я не захочу жить в нем, если просто знаю, что материей для него послужили сломанные, истлевшие, испорченные вещи! Это как-то даже на втор-сырье не похоже, а похоже именно на Максов кошмар. Старые Древние архитекторы ваяли из ничего и это было круто и имело право на жизнь и восхищение, а шайка под предводительством Малдо - ну вот вызывает отторжение, и всё тут. Да и вообще, эти его бешеные идеи, этот город наваждений с домом страха - у меня как у Макса в книге - вагон и маленькая тележка очень нехороших предчувствий. И если в следующих томах эта тема всё-таки не развернется, меня, честно говоря, это огорчит. Потому что искусство вышло в этой книге какое-то "современное".. Ну, то есть, смотришь и не поймешь, то ли круто, то ли над твоим вкусом издеваются, а мировоззрение дурачат. И благополучная развязка странна и антилогична, именно это добавляет такого ощутимого картонного привкуса - на самом деле всё будто бы должно быть не так, но всех принудили. Поэтому нет восторга от творения в книге чего-то великолепного, а есть душок дурной и опасной магии. Уж если бы хотя бы эти сонные души не в ворота вылетали, а в дом страха случайно забредали (тем более, там тебе и страхи, что успешного ученика съедят, и что мир рухнет, всё сходилось же), было б хоть как-то логично. А тут будто роялем в кустах меня попытались удивить!
И этот же злосчастный хлам погрёб под собой и атмосферу Ехо; конечно, когда писать о прекрасных мостовых, если уделяешь внимание картине загаженной стройплощадки. Ей-же богу, я опасалась и того, что что-то пойдёт не так, и пророчество о кошмарном недострое расползется по городу наяву, как по мне - так к тому шло. И логично шло. И продолжает идти, как по мне. Так что отсутствие описаний дивно закрученных кошмаров с лихвой замещается чем-то гораздо менее очевидно-заметным, но более тревожным. И хоть Мартынчик пишет, что изменения - это сама Жизнь, но явно не все изменения делают жизнь лучше, внезапно вопреки всему, что ни делается. А жуть в шляпе с обложки - всё равно для меня истинная сущность Малдо, не верю я ему.

Ну, не хочется на такой ноте завершать, ведь не смотря на всё вышесказанное (эх, не собиралась же жаловаться, а вот...), книга вполне хороша и как часть цикла вполне найдет себе место (при условии, что в следующем томе весь этот парк бреда снесут нафиг), чтение всё равно увлекательное и приятное, и не каждый же раз мне до потолка прыгать. Макс всегда находил выходы из тупиков, выберется и из этого, и мы с радостью на это поглядим!

Upd: перечитала в Августе-2017. Так как я уже знала, что толком ждать от книги мне нечего, второе прочтение было даже чуть приятнее первого, горы мусора ломали меня на порядок меньше. В сумме же - печалит отсутствие посыла и глубин. Ну и с героями это вот самое - все как будто выросли и растеряли спонтанность. Ну-ну.

Спасибо Фраю, что вытряхнул меня из постдолгопрогулочного рецензиененавистнеческого застоя))) апрель-месяц, а это превое, что я пишу в этом году, а значит, книга во всех смыслах таки была не зря!)

1 2

Комментарии


Ну ты высказалась :)
Что значит любимый автор не то, что бы разочаровал, но не подарил ожидаемого и привычного восторга


Ну вот понимаешь, критиковать даже чуть-чуть без обоснования рука не поднимается, а обоснование получилось на километр)


Слушай, а чо плохого в преобразовании материи-то? Это ж не про слепить из говна шарик и завернуть в красивый фантик, это именно про перемену сущности материи. В шоколадке, которую ты ешь, содержатся какао-бобы, и под корни дерева какао,на которых они выросли, возможно, когда-то накакал жираф и тем удобрил почву, но это же не значит, что шоколадка сделана из говна?


Ну я именно об этом долго думала - о преобразовании материи и тп, в процессе попыток смириться с этим моментом, но вот не вышло - ща объясню. Насчет шоколадки - дерево какао естественным образом всё сделало, и тут аналогия скорее образная у меня. Преобразование дерьмов в конфеты есть жизнь и круговорот в природе, всё правильно.
Но! Фрай не есть научная фантастика, и мы не говорим о субатомном распаде, даже если подразумеваем в уме :) просто я в их преобразовании материи субъективно ощущаю нечто неправильное, вот например знаешь, почему? Помнишь дом этого архитектора? Ну, который они там каждую ночь используют в качестве тренировочной базы? Он постоянно возвращается обратно, к исходной форме, а внутри - забит именно тем первоначальным хламом, который в него положили. А значит, преобразование не изменяет, а искажает, и в основе остается именно то, из чего слепили.
Возможно, я дурак и меня дёргает то, что по замыслу автора дергать бы не должно, но в общем... В общем, дома не шоколадки, потому что материал недопереварен, а вообще ну зачем в одно место собирать такую концентрацию отживших вещей? У них же есть своя энергия (а раньше Фрай утверждал, что и душа и память), и на таком жутком базисе что-то ваять - блин, стрём!
*можешь мне честно сказать, если у меня паранойя* 0_0


Хых, теперь я тоже загрузилась!


Передача паранойи по узким кругам)))


Может автор чего задумал и Максу придётся разбираться с последствиями ?


Вот до выходных "всю правду о нас" из самовывоза заберу, прочитаю и посмотрим..)))
Хотелось бы, конечно, чтоб так и было, но верится слабо. Тем не менее, по результатам отпишусь)


Отличная рецензия, все очень правильно вы выразили в первой части рецензии (до спойлеров) - эти практически невыражаемые ощущения от книги. Про отсутствие воздуха, и про разочарование в человеках автора. И Фрай и не Фрай одновременно, ых.
Остаётся надеяться, что хотя бы к середине серии автор придет к новой форме, какой требует новая серия о Ехо, и она будет не хуже прежней.


Я думаю, сама серия имеет очень хороший потенциал и отличную идейную подкладку, так что автор передохнёт и всё будет, как надо. Только хотелось бы, чтобы уже в следующей книге!
Честно говоря, вот Горе господина Гро тоже и читалось тяжеловато и казалось какой-то нетакой книгой, (ну, мне субъективно),но это ничего не значило и дальше всё шикарно пошло.


Не знаю, читали вы вы мою рецензию, но я вас понимаю. И про Малдо очень точно - он мне тоже не нравится и все тут. Казалось бы, тоже молодой и восторженный гений, а вот Нумминорих от него разительно отличается, даже когда еще только начинал в Тайном Сыске.

И еще забавно - у нас с вами Дяченко и Фрай соседствуют в прочитанном. :)


Конечно читала!) я в целом частенько читаю всё, что написано о книге, прежде чем писать своё (ну если не 100+ рецензий, конечно)), да и после вашего комментария не так давно - как раз стали прицельно интересны ваши впечатления!
Вот да, вроде не придерешься к чуваку, но меня передергивало каждый раз, когда он реагировал на способности Макса, вот прям каждый раз!))
С Дяченко забавно вышло, я о них тоже хотела написать, но Фрай вырвался в приоритет, а теперь надо срочно писать о Бэнксе, пока сей космически-хаотический цивилизационный конструкт хоть как-то держится в моей голове, так что не знаю, доберусь ли до Шрама..
Интересно, что практически все, кто много читал Дяченко, говорят, что какие-то их книги прям нравятся, а какие-то вообще не заходят, и у всех - в разных комбинациях. В первый раз с таким встречаюсь)


Жду от вас третью книгу, да :)


Таки с содроганием заказала, на днях заберу))


Вот я сама накануне дочитала и все никак не подберусь к рецензии. Соглашусь по поводу Малдо, мне тоже казалось, что должен быть подвох, а вот поди ж ты.
А еще не могу не сравнить с Мастером ветров и закатов. Я когда за кошмары бралась, то ожидала чего-то в том же ключе. А в итоге - мусорная стройплощадка и шутки про промышленную доставку мусора из соседних держав. Обидно((((


Да я тоже ждала, что сейчас будет, как в Мастере, только чтоб жути побольше (походу, все ждали), и тоже как-то идейно подобломилась, ну ничего, может, проблема в неудачном названии?

Надо было назвать книгу "Мусорный волшебник", и было б всё норм)))


Ну мне все таки кажется что дело не столько в мусорном волшебнике, сколько в общей смазанности сюжета. То есть мы имеем роскошную идею людей, которые маются кошмарами теряя и рассудок. А по итогу получаем... "упс, ошибочка вышла! Никто ни в чем не виноват, мир-дружба-жвачка-комсомол" Я так и не поняла на фига было вводить ученика того ордена Потаенной травы, к чему было пророчество на старте... Короче, вроде и язык по прежнему хорош, но чего-то не то происходит в Датском королевстве. Может быть вы правы, и Мартынчик нужно отрубить от ТВ и Интернета во избежание лишних стрессов и заодно дать больший зазор времени для следующей книги))))


Я из тех дебильных чуваков, которые не прочитали ни одного из упомянутых авторских кирпичиков, зато искренне кайфонули от рецензии. Лаура, данкешон в очередной раз.


Дже маньячище)) спасибо, вдохновляет!
Надо прочесть написать что-нибудь на что-нибудь из того, что у тебя в багаже начитанного, а то столько шикарных вещей, и фантастики нормальной, а я всё не доберусь никак)


А вы "Книгу для таких, как я" не читали? Там добрую половину ее занимает "Азбука современного искусства", в которой Светлана собственно и рассказывает о своей активной любви и причастности к "русскому современному искусству". И, если раньше, я в книгах этой стороны ее личности не ощущала, то последние две буквально пропитаны этой страстью. Для меня, мусор, он и есть мусор. Человек, который пытается продать мусор, шарлатан.


Вот представьте, не читала до сих пор! Теперь еще больше насторожилась)) но вообще, в Мастере как-то всё было адекватно и даже классично, а тут - соглашусь с последним вашим предложением на все сто.
ПС: прекрасный Дали на аватаре)


Не добралась пока что до этой книги. Но все равно прочитаю.

Говорят, что книга должна выходить максимум раз в год. Если хорошо пишется, то чаще. Книга должна "настояться".


Ну, иногда бывает, что задумка так и прет.. Но тем не менее, насчет Кошмаров даже и не понятно, то ли недонастоялись, то ли и хорошо, что уже закончены и автор может заняться чем-то другим, закрыв для себя вопрос и идею. Сложно сказать!...


От многих фанатов уже слышала, что эта книга слабее предыдущих серий.
Как-нибудь обязательно до неё доберусь.
Обожаю творчество Макса Фрая, хочу собрать все её книги.
За рецензию спасибо! :)


Всегда с удовольствием!)
Конечно книга в любом случае стоит прочтения в рамках серии - в ней очень интересно развиваются судьбы некоторых персонажей, в любом случае интересно наблюдать и приятно читать!)
Удачи в собирании, места в шкафу не мало нужно, поверьте моему опыту ;)


Спасибо :)
Да, я уже начинаю замечать, как Лабиринты Ехо заполняют мой книжный шкаф хех)
Смотреть (и читать в особенности) одно удовольствие )


я пыталась понять, что ж там стряслось у Мартынчик, во что она вступила, с кем подписала неправильный контракт на душу, где объелась дурных ягод, и что вообще такое.

Не хочется гнать на одного из любимейших писателей, но в последнее время и у меня такое же чувство. Правда, я до этой книги ещё не дошла, и моё чувство основывается скорее на манере общения Фрая с читателями своего блога. Никогда не думала, что взрослый наученный жизнью человек, так тонко чувствующий человеческую психологию и волшебный мир за слоем материи, может тупо срывать злость на комментаторах, пишущих что-то, отличающееся от карамельно-влюблённых комментов. Почитав несколько переписок у неё в комментах, я тоже подумала о том, что главный волшебник современной русской литературы кому-то продал душу, и этот кто-то через Фрая сейчас собирает дань.


Вот честно говоря, этот момент мне тоже несколько странен! Я как-то всегда думала, что, может, это манера дистанцирования, или так она превентивно убивает всё, что издалека похоже на троллей, не считая нужным разбираться и объяснять кому-то что-то... Но всё равно как-то оно да, странно и необоснованно. И даже не хочу развивать тему предположений, почему оно так, а то можно далеко умыслить..


Может быть еще один вариант. Мартынчик в наших широтах достаточно продвинутый писатель для того, чтобы те же издатели решили препоручить ее блог кому-то другому. Как правило, в таких случаях поведение резко меняется. Ибо установки-то даны, а вот способности вести себя в точности как другой человек, увы, нет.


Так если человек за деньги работает, то должен по идее "улыбаться и махать". Тут же о репутации автора речь идёт. Не, я думаю, она блог пишет сама. Платный копирайтер хотя бы интерес поддерживал бы. Раньше блог было интересно читать, и даже не жалко было заплатить денег, когда Мартынчик предложила акцию добровольной платы за чтение её ЖЖ. Но в последний год-полтора там так в среднем уныло, что просматривается скорее негативная динамика творческой силы автора.


Значит автору срочно нужен творческий отпуск


Это она еще "подобрела" сейчас)) Вот пару лет назад...

1 2