Больше рецензий

25 декабря 2007 г. 03:59

105

4

Для Владислава Крапивина фантастика всегда была в первую очередь методом, допущением, выразительным средством - иными словами, той связующей нитью, на которую нанизывалась идейная составляющая сюжета. В этом смысле, "Ампула Грина" является очень "выпуклой", здесь контраст между острой социально-политической проблематикой на грани антиутопии и чудесами Великого Кристалла отчетлив и резок.

Обе грани сюжетного повествования переплетены в книге очень тесно. До тошноты мерзкая реальность Империи с такими знакомыми беседами о "чистке рядов", мере полезности каждого на благо системы и элитарности меньшинства, - сменяется иной: светлой, доброй, сказочной атмосферой городка Инска. Здесь люди не запирают двери по ночам, доверяют друг другу и не обманывают этого доверия. Они открыты и всегда готовы помочь... и самое нехорошее, что можно увидеть в этом городе - надпись на заборе "Регент - пиписька", оставленную детьми... Заслуженную надпись.

Но автор не дает раствориться в светлой, умиротворяющей атмосфере Инска до конца. С курсанта Валерия, сбежавшего в Инск из столицы Империи, повествование переключается на подростка Грина - мальчика, рано потерявшего обоих родителей (отца - по вине все той же Империи) и отданного в детский дом. Благодаря тому, что повествование ведется от лица самого Грина, реальность Империи окрашивается совсем уж черными красками. Боль, грязь, унижение - и стойкое, упорное стремление сохранить в себе что-то важное, что-то, оставшееся от прошлой счастливой жизни, - эти противоречия раздирают Грина, но ему удается удержаться, не потерять самого себя - и по мере возможности, спасти еще хоть кого-нибудь.

Грин тоже попадает в Инск и, подобно Валерию, проникается особой атмосферой этого города, забывая о том, что окружало его совсем недавно. Город будто бы сам стремится помочь Грину - хотя и магия Кристалла не всесильна. Город с трудом сдерживает натиск извне: на него "наступает" Новозаторск, Имперские ультра-радикалы запускают самые разнообразные устройства слежения, людям вводятся смертельные инъекции... Впрочем, Содружество Вольных Городов всё равно выстоит. И всё будет хорошо, так или иначе...

Многие критикуют позднего Крапивина за то, что его герои стали эгоцентричными, "они уже не помогают другим, они спасают себя". "Ампула Грина" как никакая другая книга Крапивина опровергает этот тезис. Тот же Грин еще находясь в детдоме пытается помочь другим детям, а потом искренне пытается спасти всю Империю. И в итоге жертвует собой не просто ради другого - а ради того, кто действительно способен дать что-то значимое всему человечеству, на что-то открыть глаза, как-то помочь...

Другой герой - Май - мечтает о храме-шаре, который висел бы в воздухе и был равно доступен каждому. Этот храм должен объединить всех людей, аккумулируя в себе самое лучшее, самое чистое, что есть в человеческих душах...

Но самое главное - то, что пронизывает всю книгу на некоем "надсюжетном" уровне, - это каждодневный подвиг многих и многих, совершающих трудное паломничество к Пирамидам - устройствам, благодаря которым можно выравнивать ход времени, приводить в порядок само Мироздание. Если ранее, в книге "Лето кончится не скоро", Крапивин "доверял" подобное единицам, то здесь он словно бы призывает как можно большее количество людей нести эту ношу. Потому что только совместными усилиями можно чего-то добиться, что-то изменить к лучшему.

ИТОГ: Единственная трагедия позднего Крапивина состоит в том, что созданный писателем мир чудесного, доброго и чистого, когда-то ранее незримо соединявшийся с нашей повседневной жизнью, теперь настолько от неё далек, что может показаться кому-то неестественным...

И тем не менее, он есть. И во многом благодаря тому, что мы храним в себе эти частички Чуда и несем эту тяжелую ношу, мир продолжает существовать.

Книга однозначно рекомендуется к прочтению.

Блог читателя Tairis_Hamster