Больше рецензий

7 апреля 2015 г. 12:39

278

4.5

"Самая страшная книга 2014" оставила у меня приятные впечатления. Не помешало даже несколько слабых рассказов (к которым не отнесу ни «Старика Чельбигена", ни "Храм червей" - эти истории, при всем недовольстве ими многих рецензентов, мне как раз понравились). От "Самой страшной книги 2015" я ждал эмоций еще более мощных. 25 историй, среди которых, как гласили слухи, нет ни одной белой вороны. Проверим?

"Никогда", автор Владислав Женевский.
Ужас в средневековом антураже. Садовник-мизантроп хочет использовать очень страшной цветок, чтобы отомстить обидчику. Но не рой другому яму, тем более такую изощренную. Язык в рассказе приятный, много красивых речевых оборотов, иррациональная атмосфера ужаса тоже хороша. История напомнила рассказы Ганса Эверса . Хорошее начало для антологии.

«Карта памяти заполнена», автор Елена Щетинина.
Первое, что бросилось в глаза – это стиль повествования. Если в остальных рассказах из ССК 2015 (и 2014 тоже) авторы активно строили красивые фразы, уникальные речевые обороты, то в этом рассказе язык прост, как три копейки. Предложения короткие, словно рубленые, да ещё и одну фразу могут повторять несколько раз подряд, не иначе, чтоб усилить её пугательный эффект. В какой-то момент мне вообще показалось, что рассказ написан Робертом Стайном! Ещё разочаровал финал – он банален до зубовного скрежета. Да, мы давно знаем, что зло неуничтожимо и любит в последние пару строк/кадров выскочить из-за угла с криком «Бу! А я вовсе и не исчезло!». Может, хватит уже? Этот штамп мне надоел эдак с четвертой части «Кошмара на улице Вязов». В остальном претензий не имею – симпатичный рассказ. И нежить в нем задействована необычная, вам понравится. К примеру, женщина с железным носом…

«Черная церковь», автор Максим Кабир.
Старики рассказывают туристам зловещие байки про какую-то Черную церковь, куда лучше не соваться – сгинешь… В общем-то, как сборник зловещих баек эта история и читается. Но все равно неплохо.

«Беспросветные», автор Дмитрий Тихонов.
А это историческая страшилка. Примечательна временем действия – эпоха войн Руси с Золотой Ордой – и декорациями. Почему авторы ужастиков любят гонять своих героев по кладбищам и заброшенным домам? Ведь есть такой жуткий антураж, как поле битвы, усеянное трупами! Да ещё и окутанное беспросветной тьмой… бррр, хороша обстановка для ужастика. Она сама по себе нагоняет жути, но вот сам рассказ не вызвал у меня бурного восторга (с другими рецензентами, как вижу, всё наоборот).

«День, когда цветет папоротник», автор Дмитрий Лазарев.
Здесь можно устраивать игру – кто найдет больше сходств с «Детьми кукурузы». Постоянно ссорящаяся парочка свернула не туда – галочка. Они заехали в заброшенный городишко – галочка. Немногочисленные жители городка ударились в религиозный фанатизм – галочка. Даже про огромного монстра в финале автор не забыл. И сама концовка подозрительно напоминает концовку «Детей кукурузы». Вот разве что главного не хватает – самих детей (все фанатики здесь вполне взрослые). В общем, Лазарев попытался сыграть на одном поле (папоротниковом, а не кукурузном) с кинговским шедевром – на мой взгляд, неудачно.

«Аттракционы», автор Татьяна Томах.
Просто красивая история. Автор забредет и на территорию Лавкрафта (морские божества), и пройдется по территории «Кладбища домашних животных» (оживление умершего, которое не принесет его близким никакой радости). Но ни на одной территории рассказ надолго не задержится, он вполне самобытен. Не слишком много хоррора. Но зато есть прекрасная атмосфера какой-то потусторонней тоски. От этого рассказа сердце не бьется учащенно, а сладко щемит.

«Родительский день», автор Олег Кожин.
Кожин может и лучше. Сужу по его «Где живет Кракен» из ССК 2014 и «Сученышу» из ССК 2015. А данный рассказ меня не впечатлил. Быстро догадался, чем всё закончится, а жуткой атмосферой рассказ небогат. Его не спас даже такой колоритный персонаж, как гигантский ворон. Вот такой субъективный анализ…

«Сучий объект», автор Майк Гелперин.
Симпатичный пустячок про оборотней. Фишка лишь в том, что эти оборотни не вполне обычные, тем не менее, почитать приятно. Или у меня просто не было синдрома завышенных ожиданий, как это случилось с историей Кожина?

«Пиявки», автор Андрей Таран.
Неплохой рассказ про человека, мутировавшего в НЕХ, больше всего похожее на пиявку. Почему он так мутировал – не объяснено никак, но ведь нам важна не причина, а следствие? Этим рассказ напоминает истории Стивена Кинга, тоже часто не объясняющие причину кошмаров.

«Лето пришло», автор Юрий Погуляй.
До чего мило и беззаботно этот рассказ начинается – лето, ощущение праздника в детской душе! Не хуже, чем у Брэдбери в «Вине из одуванчиков». Так и кажется, что впереди светлая история в крапивинском стиле. А вот потом… За перевертыш я и оцениваю этот рассказ повыше нескольких предыдущих.

«Ферма», автор Мария Артемьева.
Одна из сильнейших вещиц в антологии, хотя как хоррор она довольно спорная. По сюжету наш мир захватил злобный Кракен (читай Ктулху), сделавший людей бездушными по отношению друг к другу – и прежде всего по отношению к детям… Но вопрос «А был ли Кракен?» так и остается открытым, и умом понимаешь, что дело совсем не в мифологическом монстре – его сочинили люди, чтоб было на кого списать свои собственные преступления. В таком случае, рассказ и не ужастик, а жестокий реализм. Сильная вещь! Вся она написана в виде монолога, и эта сплошная прямая речь лишь добавляет эффекта.

«Забытые чертом», автор Александр Подольский.
Зомби – то ещё сборище штампов. Если вы читали «Ночь живых мертвецов» Джона Руссо – именно эту книгу я считаю основоположницей зомби-хоррора в его классическом понимании – значит, можете пропустить 90% всех книг о зомби. Потому что в таких книгах вам будут попадаться одни и те же, одни и те же сюжетные ходы. И всё зависит от автора – напишет ли он на такой затасканной основе бодрый материал, или не потянет? Подольский потянул. Бодрый зомбятник в лучших традициях жанра. И бескомпромиссный (автор не стесняется убивать всех и вся).

«Конец пути», автор Михаил Парфенов.
Почти самый жестокий рассказ в антологии (ведь впереди история похлеще). Мир разорило войной, и превратился он в поле битвы между выжившими. Бедные люди умирают от голода, либо становятся каннибалами. Рассказ не для впечатлительных! Мало того, что он весьма жесток (чего стоит сцена с маленькой девочкой!), так ещё и заставляет читателей мысленно ставить себя на место персонажей. А учитывая, через что эти персонажи проходят и какие страшные решения принимают… Немного раздражало частое повторение слова «Тэк-с». Но прежде чем ругать за это Парфенова, вспомним о Кинге, тоже любителе повторять одну и ту же фразу десятки раз – будь то «Хей-хо, а ну пошли!», «Никакой ты не симпатичный парень» или «Ты забыл лик своего отца». И кто же без греха?

«Тишина в дождевой капле», автор Николай Иванов.
Каково название, таков и рассказ – красивый и жуткий. Это детская страшилка, но цепляет, а в роли жуткого антуража здесь выступает природа… лес во время дождя.

«Волчья квинта», автор Галина Евдокимова.
Да, это красивая история, но она совсем не тянет на хоррор. Просто чарующая мистика, в духе произведений Элджернона Блэквуда. Почитать советую.

«Встань и иди», автор Илья Объедков.
А это хоррор редчайшего направления – библейского. Пастушок, замурованный в пещере со своими односельчанами, единственный выживает и получает шанс отомстить врагам. А помогут ему в этом… односельчане, превращенные в живых мертвецов. Да, это снова рассказ про зомби. Но он совсем не кажется банальным. А всё благодаря незатасканному библейскому антуражу (героев замуровали за любовь к Назаретянину), оригинальному способу зомбификации и хорошей энергетике.

«Книга скорби», автор Дмитрий Тихонов.
Совсем не впечатлило. Сколько можно уже ворошить Лавкрафта? Шогготы, богомерзкая книга Некрономикон… Про эти милые вещи я лучше почитаю у отца-основателя, а самостоятельной художественной ценности в рассказе не обнаружил.

«Маргарита», автор Вадим Громов.
Сначала рассказ показался какой-то нелепицей. Некоторые фразы вызвали истерический смех – « застать в таком бутике бюджетницу было бы так же удивительно, как лицезреть порхающего по Дворцовой площади Карлсона, зажавшего в пухлой пятерне «Ф-1» с выдернутой чекой и ненавязчиво предлагающего многочисленным интуристам сделать добровольно-принудительный взнос на цистерну варенья». Ха-ха. Но к концу рассказ сделал резкий поворот, обернувшись историей о безжалостной мести. И таки произвел хорошее впечатление.

«Вверх и наружу», автор Елена Щетинина.
Вот это рассказик, это да! Главный герой вынужден бороться с НЕХ в сломавшемся лифте. Рассказ передает привет и кинговскому «Пальцу» (разве что тут не палец, а целая рука) и «Крауч-энду», читал его как на иголках. Очень понравился антураж – клаустрофобы точно получат свою порцию острых ощущений. А концовка просто прекрасна и нехило будоражит воображение.

«Вирусный контент», автор Илья Пивоваров.
Признавайтесь – кто в детстве боялся механического зайца из «Ну, погоди»? В рассказе Пивоварова вас поджидают схожие монстры. Правда, не зайцы, а скорей механические скорпионы. Но мне, когда читал рассказ, сразу вспомнился этот чертов заяц! Очередная история про бунт машин. Неплохо.

«Сученыш», автор Олег Кожин.
Милая история! Да и персонаж её по-своему мил, хоть и упыреныш. Именно о такой твари берет на себя заботу старый нелюдимый охотник. И вскоре упыреныш становится его единственным другом… В этот раз Кожин порадовал.

«Оставайтесь на связи», автор Игорь Кром.
Сначала подумал – ну что за банальщина! Очередной детектив с уклоном в ужастик – мент, ведущий расследование в деревне, колдовство, черте-как вплетенное в историю… Но концовка перевернула сюжет на 180 градусов. Да настолько изящно, как не всегда удавалось и Хичкоку с Шьямаланом (я о старом добром Шьямалане, создателе «Шестого чувства», а не о том бездаре, что снял «Повелитель стихий»). Браво, Игорь Кром!

«Отличный способ скрыть убийство», автор Игорь Кременцов.
Кременцов ещё в предыдущей ССК порадовал одним из лучших рассказов антологии – мрачным и страшным «10 фунтов». Но то была лишь раскачка! А теперь, после «Отличного способа скрыть убийство», я могу смело назвать Кременцова русским Кингом. Первоклассная шокирующая история! Естественно, сюжет я раскрывать не буду, просто скажу – читайте. Но только, пожалуйста, не за едой! Кременцов вывернет ваши нервы, и вам захочется прочистить желудки. Это настоящий сплаттерпанк в своем ужаснейшем (или прекраснейшем?) виде. И, при всем обилии крови, мяса, тошнотворных подробностей, это действительно Хоррор-литература, а не ученическая поделка, вроде «Стоматологов» из горе-антологии «Натюр Морт». И хоть убейте, но порой я ловил себя на жалости к герою. Хоть он и полный выродок. Это же надо было так наказать самого себя…

«На холме», автор Дмитрий Мордас.
Коротенькая история, в которой нас пугают… хм… пустыми куртками . Что ж, получается. Но где же сверх-страшный рассказ, о котором трубило немало народу? Ничего подобного, просто неплохая страшилка.

«Навсегда», автор Александр Матюхин.
Завершающая история сборника многим пришлась по душе, у многих отложилась в сердце. Я не исключение. Хоррора немного, но до чего щемящая атмосфера! Странно, но, несмотря на свою жестокость, рассказ довольно добрый и даже слегка напоминает Крапивина. За фишку с пиратскими копиями фильмов (теми, с гнусавыми переводами) отдельное спасибо – киноман в моем сердце обрадовался.

Итак! ССК 2015 – сборник качественный во всех отношениях. Совсем без белых ворон он всё-таки не обошелся. Но и они не вызывают неприятия. Очень удачно, спасибо составителям!

Комментарии


Спасибо за такую обстоятельную рецензию. :)