Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 апреля 2015 г. 13:18

388

4.5

Он стискивает зубы и принуждает себя отыскать взор матери, чтобы прочитать в нем страдание или печаль: ни на секунду нельзя уловить ее непостоянного, беспокойного, обезьяньего взгляда – он мечется из угла в угол, вверх и вниз, от окна к двери с мухоподобной быстротой, выдавая тем самым существо без души – одержимую, от которой должны отпрянуть боль и ощущение, словно стрелы от вертящегося диска, отвратительное гигантское насекомое в образе женщины, воплощающее в себе проклятие бесцельного и бессмысленного труда на земле.

Густав Майринк «Майстер Леонгард»

Женщина, несомненно, является предметом, созданным руками полового влечения мужчины. Он создал ее, как собственную цель, как галлюцинирующий образ, за который жадно хватается его мечта. Женщина есть объективация мужской сексуальности, овеществленная сексуальность. Она – грех мужчины, претворившийся в живую плоть. Каждый мужчина, воплощаясь, создает себе женщину, ибо он сексуален.

Отто Вейнингер «Пол и характер»

Воистину, женщины нужны мужчинам, как воздух. И дело даже не в половом влечении, как предполагал Отто Вейнингер в своем полубредовом опусе. Если отнять у мужчины женщину, то на кого же он будет проецировать все свои неудачи, свое бессилие, свою ненависть, и, наоборот, для кого совершать подвиги, заниматься строительством и накопительством, безумствовать и рваться в бой. Кто-то сказал, что мужчина самодостаточен? Или мне послышалось? Не верю. Кто самодостаточен, тот уже перешел за грань всяческих дихотомий, тогда как субъекту М всегда нужен объект Ж, иначе он задохнется в абсурдности собственного немотивированного существования.

Даже не знаю, с чего это Майринк написал такую патологическую вещь, наверное, днем ходил к психоаналитику, а по ночам читал каббалистическую литературу, вот и получилось через инцест в тамплиеры, не при Бафомете будь сказано. Похоже, с мамой у автора тоже не складывалось. Да, конечно, мать у главного героя – не подарок, но у нее на то были свои причины в анамнезе, узнай про которые Леонгард еще при жизни папы, неизвестно как бы вообще сюжет повернулся. А тут еще родовое проклятие, как теперь говорят, генетическое программирование. Одним словом, из семейной кармы не выкрутишься, как не виляй. Главное, принять её как искупление, только тогда можно разорвать круг.

В целом, мне эта небольшая повесть (или рассказ?) понравилась, в качестве учебного пособия по психиатрии можно использовать. Был в ней еще один персонаж, доктор Шрепфер, такая продувная бестия, то есть талантливый НЛПэшник, так он тоже очень показателен в том смысле, как высокое магическое искусство ходит рядом с беззастенчивым шарлатанством. За что люблю Майринка, что он при своей любви к эзотерической тематике, если и срывается в пафос, то тут же его затыкает хорошей долей иронии - вроде и серьезно всё, но обхохочешься. Рекомендую любителям макабра, мистики и историй, в которых все умерли, а виноваты в этом, разумеется, женщины. А как же иначе?

Комментарии


Чудесный текст, смеялась от души (тайком утрая скупую слезу):)


Спасибо)


Да, конечно, мать у главного героя – не подарок, но у нее на то были свои причины в анамнезе, узнай про которые Леонгард еще при жизни папы, неизвестно как бы вообще сюжет повернулся.

Какие причины?)
Мне казалось, мать его воплощает хаотическое иньское начало вообще, равно как отец - упорядоченное янское (но слабое физически).


(Не успела дописать комментарий.)
Повесть эту очень люблю. Мне кажется, инцест и замкнутость семейной кармы здесь скорее выражают концентрат скитаний по сансаре, чем являются личной патологической психоисторией. Тут тоже подобное отмечали.
В конце тем более он пишет - прекрасные слова:

Он ясно сознает, что все - грех или греха нет вовсе, что все "я" представляют собою одно общее "я".
Где найти женщину, которая не была бы в то же время его сестрой, какая земная любовь не является одновременно кровосмешением, какую самку, хотя бы самую крошечную, может он убить, не совершив при этом матереубийства и самоубийства?

Гениальное, уникальное, провидческое произведение.


Повесть мне эта тоже очень нравится. А что до сансары... Сансара - это все в целом, трудно выделить из нее только одно воплощение. Ведь мудрость отца - эта та же сансара, погоня за истиной. Их сложно рассматривать по-отдельности. А цитата прекрасная, просто суть всего.


Да, сансара там всё в целом, и его искания тоже.
Мне этот фрагмент еще очень нравится.

Перед его духовным взором рука времени строит города - темные и
светлые, большие и маленькие, смелые и трусливые, без выбора, снова
разрушает их, рисует их, рисует реки, походящие на скользящих серебряных
змей, серые пустыни, арлекинский костюм полей и пашень в коричневую,
лиловую и зеленую клетку, пыльные большие дороги, островерхие тополя,
благоуханные луга, пасущиеся стада и стерегущих их собак, распятия на
перекрестках, белые верстовые камни, старых и молодых людей, ливни,
сверкающие капли, золотые глаза лягушек в воде канав, подковы с ржавыми
гвоздями, одноногих журавлей, плетни из ломкого хвороста, желтые цветы,
кладбища и облака, похожие на вату, туманные вершины и пламенеющие горны:
они появляются и исчезают, сменяясь, словно ночь и день, погружаются в
прошлое и являются вновь, как играющие в прятки дети, если их призовет
дуновение, звук, прошептанное слово.
Мимо Леонгарда проходят страны, города и земли, он находит там приют,
имя его рода известно, его принимают то дружелюбно, то враждебно.

Не знаю, мне лично показалось, что в этом навязчивом поведении матери играет роль то, что она чувствует себя виноватой и хочет забыться. По крайней мере, до того как я дочитала ло разъяснения их отношений с мужем, мне ее поведение казалось неоправданно преувеличенным, а после этого все стало на места.


Конечно, там есть и индивидуальный психологический момент, но больше, мне кажется, все-таки общего. Хотя какая разница, в сущности.)


По большому счету - никакой))