Больше рецензий

Olke

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2015 г. 14:10

249

Бах считал, что цель музыки в имитации природы. Отнюдь не гор, ручьёв и деревьев, но природы человека. Его внутреннего мира. Состояния души.

Вечером 21 марта я пришла с концерта органной музыки, посвящённого Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха, проходившего в католическом костёле. Орган особенный инструмент, когда его слушаешь больше получаса, то он начинает давить своей мощью, и кажется, что ты ощущаешь музыку всем телом, словно от головы скатывается волна к ногам. Новая музыкальная фраза - новая волна. Фортепиано воздействует несколько иначе, не так ощутимо телесно, но зато более образно, в голове рисуются картины, бывает, что это воспоминания, бывает фантазии или просто представление как палец пианиста ударяет по клавише, а через долю секунды ударяет по струне молоток. На камерных концертах фортепианной музыки я люблю садиться так, чтобы видеть руки исполнителя и восторгаться бегом пальцев по чёрно-белым клавишам. Интересна и мимика артиста. О чём он думает, когда играет, что вкладывает в многократное повторение семи нот?
Днём следующего дня я несколько раз прослушала "Гольдберг-вариации". Красиво, грустно. Вариации переходили одна в другую, забирая меня от реальности. Именно за это я люблю классическую музыку, именно поэтому я слушаю её и слушаю не часто, чтобы она не стала чем-то обыденным, не слилась с моей жизнью. Для меня это особенные часы. Часы, потому как ещё некоторое время спустя после концерта или диска (что гораздо реже) я нахожусь в том особенном мире).
Вечером я открыла книгу и через несколько глав отложила. Мне было тяжело. Было трудно принять то что героиня вложила в эту музыку. Ведь, у меня было совсем другое. Я не могла это принять, не могла принять именно её историю. Для того чтобы музыка жила должно быть три... (никак не могу определиться как это назвать), но точно знаю, что это должны быть числом три: композитор, исполнитель и слушатель. Читая книгу я очень глубоко ощутила, то о чём писала выше, что для меня музыка - это нечто особенное, для тех кто её создаёт - это их жизнь, не в смысле они этим живут или она впитывает то, что с ними происходит, а то, что для них это обыденность, это рутина, это каждый день с ними и они не могут отделить себя от неё. Для них музыка - совсем другое, чем для меня.
Я взяла книгу через несколько дней, потому что Бах, потому что Анна Энквист написала о том как женщина осторожно шла вариация за вариацией, как она клала руки на инструмент, как пальцы одной руки играли одновременно две мелодии, как одна рука накладывалась сверху другой. Руки, руки, руки... через них я слышала и ещё через терции, кварты, триоли, форшлаги, каскад шестнадцатых, легато, паузы... Я читала словно две книги. Главу в одной перемежала с главой из другой. Я маниакально не хотела соединять музыку, рождающуюся через мастерски расставленные слова, с историей жизни женщины, её отношениями с дочкой. Она проводила параллели, видела в темпе, упорядоченном хаосе звуков свою жизнь, а я воспринимала два разных мира. А хотела только об одном

Вернувшись к роялю, она положила правую руку на колено, а левой сыграла два голоса. Мизинцем - тему в басу, а над ней напористую партию тенора. Медленно, медленно. Предельно концентрируясь, она представила себе прихотливое движение своевольного дисканта над этим дуэтом... Она подняла правую руку и начала играть.

Но всё же наступил момент, когда у меня одно сплелось с другим - кульминация, когда восприятие особенно остро - момент когда я поняла, что как я не хотела эта музыка уже не будет только моей, только с моими картинами. Теперь я буду слышать в ней трагедию и боль, страх... и сомнения, а так ли верно, что

время обдаёт рану своим целебным дыханием, и та постепенно превращается в шрам.

Эта книга идеальна. Контрапункт. Всё очень точно выверено. Одна сюжетная линия сменяет другую, постепенно к двум основным подключается несколько не столь ощутимых, но без них ничего бы не получилось. Всё как в жизни: строго и непредсказуемо.

Lu-Lu , огромное спасибо за рецензию. Это было необычно и очень интересно.
И классическая музыка открылась для меня ещё одной гранью. Ведь, когда понимаешь как работали над ней, то через это она воспринимается ещё глубже и красочнее.

Ветка комментариев


Меньше желчи, во-первых. Во-вторых, никто не подумает о поэте, если ему предложат пойти к Маяковскому. А одинаковые названия, как я уже писал, могут затруднять понимание.


Уберите с юзерпика фотографию уникального автора, это во-первых. И не несите чушь.


Мне не поступало жалоб от владельца авторских прав. И никто, смотря на эту картинку, не будет думать, что написанное здесь принадлежит Генри Миллеру. И я показываю конкретное неудобство данного названия, в этом нет никакой чуши.


Затруднения способствуют эрудиции, а разрешаются очень быстро.